Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста |
Жизненный цикл человека после рождения делится на отдельные возрастные периоды, то есть отрезки времени, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы. С учётом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды: До 10 дней - новорожденный, до 1 года - грудной, до 3-х лет — раннее детство, до 7 лет — первое детство, до 12 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек - подростковый, до 20-2] года - юношеский, до 35 лет - первый зрелый, до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин - второй зрелый, до 75 лет - пожилой, до 90 лет - старческий, после 90 лет - все люди долгожители. В связи с тем, что важным этапом в жизни каждого человека является обучение в школе, выделяют следующие периоды: дошкольный - до 7 лет, младший школьный - до 10 лет, средний до 14 лет, старший школьный - до 17 лет. Особо отличают период полового созревания (переходный или пубертатный). Различают 2 фазы этого периода. В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление при нагрузках, затрудняется речь, отмечается неуравновешенность эмоции и поведения. В ходе развития наблюдаются определённые периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит в первый год жизни и в период полового созревания. Речь формируется до 3-х лет, речевая регуляция движений с 4-х лет, в 6 лет начинается смена зубов, основные позы осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет, после 14 лет нарастает вес тела и вес сердца, до 12 лет формируется иммунитет. В головном мозге происходит формирование полей коры больших полушарий: первичных - в первые годы жизни, вторичных (зон опознания и осмысления информации) до 5-7 лет, третичные поля (зоны прогнозирования и формирования программ поведения) функционально развиваются до 1 8-20 лет. В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, формируются нормы физических и умственных нагрузок. Закономерности развития учитываются в законодательстве - возможность вступить в брак, получить работу, нести ответственность за поступки. Знание основных закономерностей возрастной периодизации необходимы всем педагогам, в том числе школьным учителям физкультуры. Изучением возрастных особенностей детского организма занимались учёные А.Ухтомский, И.Введенский, П.Анохин, П.Лесфгат и другие. Систематические занятия физическими упражнениями обычно начинаются в школьном возрасте. Занятия физкультурой оказывают существенное влияние на развитие организма ребёнка, особенно на опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую системы. Важно правильно организовать занятия, правильно выбрать интенсивность нагрузок, с учётом возрастных особенностей. Такие занятия улучшают функциональное развитие, повышают работоспособность, сохраняют и укрепляют здоровье. Вот почему заслуживает внимание изучение вопроса возрастных особенностей организма детей. Объектом работы являются анатомо-физиологические особенности детского организма. Предмет работы - физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста. Цель работы - изучить особенности развития детей среднего и старшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1. Изучить литературу по данному вопросу; 2. Определить особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста; 3. Рассмотреть физиологические особенности урока физической культуры в школе. Поставленные задачи и специфика предмета исследования обусловили использование в работе следующих методов: 1. Сравнения и анализа литературы; 2. Описательного. Основой исследования меняются труды ученых В.В. Васильевой, А.С. Солодкова, Ю.А. Ермолаева.
|