Из истории цветков ноготков |
Календулу использовали не только в лечебных и колдовских целях, но и в кулинарии. Ее ценили за аромат и цвет и клали в самые разнообразные блюда. Долгое время календула считалась «пряностью для бедных». Дело в том, что настоящие пряности привозились из-за моря и стоили очень дорого. Календула же была общедоступна и отлично подкрашивала блюда в желтый и оранжевый цвета, заменяя шафран. Кроме того, она придавала блюду неповторимый терпкий привкус, что очень ценилось не только бедными, но и богатыми гурманами. В средние века календулу использовали как овощ. В Англии, например, ее обычно сеяли со шпинатом и часто готовили в одной кастрюле. Поваренная книга времен королевы Англии Елизаветы рекомендовала непременно добавлять календулу во время приготовления тушеного жаворонка или воробья. Джон Жерар писал, что в Нидерландах ни один хороший повар не сварит супа, не добавив в него лепестков календулы. С календулой варили даже овсяную кашу, были пудинги из календулы, вареники с календулой, вино из календулы. Первые печатные упоминания о применении календулы в России относятся к XVIII веку и связаны с именем известного русского естествоиспытателя А.Т. Болотова - основоположника отечественной агрономии. В своих статьях он хвалил примочки из цветков календулы как лучшее средство при глазных болезнях. В статье «О ноготках» в «Экономическом магазине…» 1781 года, А.Т. Болотов обобщил как свои сведения по календуле, так и обзор иностранной литературы того времени. В России в XIX веке календулу применяли против нервной лихорадки, рака, головокружений, от золотухи и «некоторых глазных болезней». Выдающийся врач-фармаколог А.П. Нелюбин в книге «Фармакография» в 1852 году писал, что «календула - это целебное средство, одаренное особой врачебною силою» и помогает при «хронической рвоте, болях предсердия, скиррозных отравлениях, раке кожи, злокачественных, венерических, лишайных и чесоточных язвах». В народной медицине календулу использовали также «от волоса на руке - цветы толкут и прикладывают к пузырю». Об этом свидетельствует Н.И. Анненков в своем Ботаническом словаре, первое издание которого вышло в 1859 году. В этом издании приводятся также названия календулы на многих европейских и античных языках, местное название - «ноготки» и его видоизменения, употреблявшиеся в то время в Малороссии: «нагодки, нагидки, нокотки, наугодки, нагодка». Были распространены также такие названия, как крокис, бычий глаз, цвет огня. Наличие многих народных названий затрудняло работу специалистов. В «Толковом словаре живого русского языка» Владимир Даль приводит два названия календулы - «ноготок» и «повой-воинский», причем после последнего поставлен знак вопроса. Яркие красивые цветы календулы постепенно завоевывали место под солнцем в садах россиян. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, вышедшем в 1897 году, говорится, что в конце XIX века ноготки аптечные являются самым обыкновенным видом, разводимым в садах России. В словаре-травнике 1900 года, составленном врачами Е.Н. Залесовой и О.В. Петровской, так же отмечается, что ноготки «разводятся всюду в садах в многочисленных сортах разного цвета». В народной медицине того времени ноготки употребляются «снаружи для прикладывания к бородавкам и мозолям». О широком распространении календулы в России свидетельствует народная примета, описанная А.С. Ермоловым в «Народном погодоведении», изданном в 1905 году: «Если ноготки утром рано развернут венчики, то ожидается ясная погода; если позже, около полудня - то дождь, гроза». Схожая примета существует и в наши дни: «Цветы календулы с утра обычно открыты, но если закрылись и как бы увяли - к дождю». Кроме декоративного и лечебного, календула имела и иное значение: сухие язычковые цветки календулы шли на подмесь к шафрану в качестве специй и для «окрашивания различных материй в желтый цвет». Крестьяне иногда подкрашивали ноготками масло. В середине XIX века цветки и листья календулы охотно назначались врачами, однако к концу века официальная медицина о ноготках практически забывает. Происходит общий упадок интереса к лекарственным растениям, которые начинают вытесняться из медицины химическими средствами. Е.Н. Залесова и О.В. Петровская в 1900 году отмечают, что «в настоящее время врачами ноготки совсем не назначаются». Вместе с тем, в начале XX века, наряду с официальной, распространяется альтернативой медицина. На русский язык переводятся и издаются книги зарубежных авторов по гомеопатии и астрологической медицине. В «Домашнем лечебнике по гомеопатии» доктора Ричарда Юза 1895 года описаны показания к применению гомеопатического препарата «календула». Переводчики часто подходили к делу творчески и дополняли тексты своими сведениями для «пользы дела». Так, в примечании переводчика А.В. Трояновского к книге Поля Седира «Магические растения», вышедшей в С.-Петербурге в 1909 году, сказано, что словарик «дополнен мною из различных, часто иностранных источников наиболее ценными, с медицинской точки зрения, сведениями». В словарике приводятся следующие сведения о календуле: |