Биоритмология и здоровье |
По-видимому, ранний и дошкольный возраст представляют собой этапы интенсивного формирования циркадных и других ритмов. Именно в этих периодах начинается распределение на группы "жаворонков", "сов" и "голубей". Правда, пока еще остается невыясненным соотношение между этими группами среди детского населения. Можно полагать, что у детей старшего дошкольного возраста оно примерно такое же, как у взрослых. Данные по формированию биоритмов в онтогенезе ребенка имеют прямое отношение к проблеме укрепления его здоровья. Дело в том, что между проявлениями цикличности и состоянием здоровья имеется прямая зависимость. Более того, есть все основания утверждать, что самые начальные отклонения в состоянии здоровья в первую очередь проявляются в нарушениях биоритмов. Известно, что при резких изменениях привычного режима, особенно при нарушениях сна, возникают болезненные состояния, получившие название десинхронозов. У детей они находят отражение в неадекватных эмоциональных реакциях, отказе от еды, повышенной раздражительности, утомляемости. Именно такие явления нередко наблюдаются после выходных дней у тех воспитанников детских садов, родители которых грубо нарушают режим дня по субботам и воскресеньям (отсутствие прогулок и дневного сна, позднее ночное засыпание и др.). Вместе с тем нельзя подходить к режиму только как к сугубо временному "жесткому" распорядку дня с обязательными точно определенными и ежедневно повторяющимися событиями. В таком случае жизнедеятельность ребенка приобретает монотонный характер, снижается способность адаптации к изменяющимся условиям, создаются предпосылки для развития утомления. Исходя из концепции физиолога И. П.,Павлова и учитывая данные современной биоритмологии, можно считать, что рациональный режим должен быть стабильным и вместе с тем динамичным для постоянного обеспечения адаптации к изменяющимся условиям внешней социальной и биологической среды. Роль некоторых других биоритмов в организации режима и укрепления здоровья несомненна. Имеются в виду прежде всего сезонные биоритмы. Всем известно, что рост заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями приходится на осень и весну, что рассматривается как проявление сезонной цикличности в жизнедеятельности организма. В отечественной литературе по биоритмологии эти явления получили название физиологического десинхроноза, под которым понимается феномен периодически возникающих весной и осенью в здоровом организме нарушений слаженности околосуточных ритмов. Зимой и летом фазы этих ритмов для многих физиологических функций занимают различное положение на суточной шкале, причем разница может достигать нескольких часов. В переходные же сезоны фазы передвигаются от летней позиции к зимней и наоборот. В связи с тем что скорость данной перестройки неодинакова для разных ритмов, возникают явления сезонного десинхроноза, в результате которых снижается устойчивость к болезнетворным воздействиям и возникают так называемые простудные заболевания За последние годы накоплен большой фактический материал о зависимости действия лекарственных веществ на организм человека от фазы биоритма. Приведем несколько примеров характеризующих значение знаний хронобиологических законов (2). Аллергические реакции: Воздействие аллергенов минимально в 15 часов. Максимальный ответ на аллергены отмечается в 23 часа. С 8 до 12 часов обострение приступов сенной лихорадки. С 19 до 23 часов максимальное выделение гистамина, поэтому отмечается самый сильный зуд именно в эти часы. Чувствительность к антигистаминным препаратам также различна в разные часы суток. Антигистаминные препараты принятые утром действуют 15-17 часов, принятые вечером 7-9 часов. |