Школа здоровья для больных, как фактор повышения эффективности контроля артериальной гипертонии |
Мировой опыт развития методологии информационной деятельности в здравоохранении, целью которой является влияние на процесс изменения поведения в отношении здоровья, позволил выработать концепцию, позволяющую более эффективно проводить работу по профилактическому консультированию, которая заключается в следующем: если понимать мироощущение людей, их ценности и потребности, то можно создавать эффективные не только информационные, но и мотивационные программы. Обеспечить реализацию этих теоретических основ на практике в полной мере позволяет такая форма обучения пациентов, как школы. Именно школы для пациентов могут использовать не только информационные, но и мотивационные технологии обучения, обеспечить необходимую многим больным социальную поддержку. При формировании обучающих технологий важно помнить, зачем и чему нужно обучать пациентов, так как информированное, осознанное и активное участие пациента в лечебном и профилактическом процессе является основой успешного контроля за здоровьем и болезнями. Опыт развития методологии обучения пациентов позволил сформулировать понятие и концепцию профилактического консультирования, которая не только эффективно информирует, но и обучает пациентов. При профилактическом консультировании речь идет не только о медицинских вопросах контроля над заболеванием, в сферу влияния медицинских работников вступает образ жизни пациента. В этой связи важна межличностная основа профилактического консультирования - если понимать ценности, потребности, мироощущение людей, то можно достичь не только эффективного информационного, но и мотивационного влияния. Школа здоровья, обращаясь к проблемам здоровья пациентов, помогает для каждого из них выделить индивидуальные приоритеты, что важно для поддержания намерений пациентов к оздоровлению поведенческих привычек. Школа здоровья является, по сути, технологией группового профилактического консультирования, успеху которого способствует доверительная атмосфера, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цель обучения). Как правило, все превентивные меры для пациентов сопряжены с теми или иными ограничениями или условиями, например, бросить курить. Вместе с тем, советы воспринимаются лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых, громоздких рекомендаций и не воспринимаются пациентами как что-то для них неестественное, требующее усилий, ограничений в действиях и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы выдачей письменных рекомендаций, памяток. Основная цель профилактического консультирования - повышение приверженности пациентов к лечению и формировании мотивации к оздоровлению. Согласно современным представлениям школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией должна отражать сферу интересов пациентов, однако речь не идет о том, чтобы основную ответственность за контроль над заболеванием переложить на плечи пациента и его родственников. Первичная ответственность, безусловно, остается за медицинскими работниками - врачами и медицинскими сестрами. Население и больные люди получают информацию о здоровье из различных источников (наглядная реклама, медицинская популярная литература, медицинские работники, друзья, коллеги, родственники и др.). Однако наиболее авторитетным источником информации о здоровье для большинства людей являются медицинские работники. Вот почему важно, чтобы врач или медицинская сестра, дающие совет пациенту, были не только хорошо информированы сами о содержании совета, но и владели формой подачи информации, четко зная цель, которую они должны достичь в результате обучения. Вместе с тем необходимо понимать, что пациенты - это взрослые люди со своими сформировавшимися жизненными принципами и привычками, которые стали образом их жизни, и любое замечание вызывает естественную в этой ситуации реакцию неприятия, по крайней мере, на первых порах. Поэтому неправильно данный совет или недостаточно обоснованная необходимость перемен, скорее всего пациентом не будет воспринято или не будет выполнено. Известно, что в основе формирования мотивации лежит потребность как основной мотив к изменению. С этих позиций советы медицинских работников превентивного характера (советы по образу жизни, привычка и т.п.) часто не воспринимаются пациентом, так как являются для него неосознанной потребностью. Как сделать эту потребность осознанной? Какие доводы привести, чтобы пациент задумался и принял правильное и действенное решение? В этом сложность профилактического консультирования. Пациент должен осознать и ощутить потребность сделать этот шаг. |