Общая методология и методы гигиены

Следует отметить, что ошибки в области методологии гигиенических исследований весьма распространены. Как правило, эти ошибки приводят к получению недостоверных результатов, к нерациональному использованию исследовательских ресурсов, вводят в заблуждение население, властные структуры, руководителей предприятий, которым для реализации представляются рекомендации, разработанные на основании этих исследований.

К методологии гигиенических исследований предъявляются следующие требования:

· высокая информативность;

· адекватность цели и задачам исследований;

· репрезентативность (представительность) исследований;

· учет специфичности воздействия изучаемых факторов;

· воспроизводимость;

· высокая чувствительность;

· непродолжительное время исследований;

· возможность групповых исследований (для натурных наблюдений);

· простота реализации методик;

· безопасность для исследователей и наблюдаемых;

· экономичность.

Приведем лишь один реальный, достаточно показательный пример методической ошибки при проведении гигиенических исследований. Была поставлена задача изучения возможного влияния атмосферных загрязнений в районе крупного промышленного предприятия на состояние здоровья населения. Объектом наблюдений являлся детский контингент, проживающий в районе воздействий выбросов данного предприятия, как наиболее чувствительный к этому воздействию. Наблюдались также дети, проживающие в районе с относительно чистым атмосферным воздухом (контрольный район). После проведения исследований, включающих изучение клинического, физиологического, иммунобиологического, биохимического, гематологического статуса организма детей проводился статистический сравнительный анализ полученных в обоих районах данных. Результаты статистической обработки результатов показали, что показатели состояния здоровья детского населения основного района были достоверно ниже. При научной экспертизе данного исследования, однако, было установлено, что количество наблюдений не обеспечивало их репрезентативность, то есть не отражало состояние здоровье всех детей, проживающих в наблюдаемых районах; не учитывался социальный статус наблюдаемых (он оказался значительно выше у детей контрольного района); в программу исследований не были включены методики, которые бы позволили объективно установить специфическое воздействие на детский организм конкретных загрязнителей атмосферы; определение показателей состояния детей проводилось однократно до начала занятий.

В конечном итоге экспертиза показала, что данные, полученные исследователями, не могут быть признаны из-за указанных методических ошибок достоверными. И действительно, что дает исследователю разовое определение, например, такого физиологического показателя, как скрытый (латентный) период двигательной реакции на световой раздражитель (методика хронорефлексометрии) ? Это даёт, прежде всего, характеристику типа нервной деятельности, заложенного в организме генетически. Но задача перед исследованиями стояла другая - выявление воздействия на указанную физиологическую функцию определенного фактора среды обитания. Если бы исследователи провели наблюдения с использованием данного теста в динамике (до и после учебы, в начале и в конце учебной недели), то могла бы представиться возможность объективно судить о состоянии у детей механизмов адаптации, которые в значительной степени зависят от воздействия различных факторов среды обитания, в том числе от степени воздействия атмосферных загрязнений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4