Организация и особенности методики занятий с детьми дошкольного возраста с церебральным параличом при развитии и коррекции силы мышц

Существует мнение, что лечебной гимнастикой нужно заниматься с ребенком с трехлетнего возраста. Но это неверно. Основные двигательные навыки формируются с момента рождения - до того, как ребенок сделает первые шаги. Дальше они просто совершенствуются. Детский церебральный паралич - заболевание, приводящее к тяжелой инвалидности.

Во время роста организма ребенка и увеличения веса происходит отставание в физическом развитии из-за гиподинамии, растягивания связочного аппарата, специфического тонуса. Вот поэтому и нужно при работе с детьми учитывать возраст, форму и степень тяжести ДЦП, соблюдая систематичность (Самсонова Л.Н., 1986).

Занятия физическими упражнениями при ДЦП оказывают оздоровительное и общеукрепляющее влияние на детский организм; улучшают обменные процессы и кровообращение; предупреждают появление спаек между окружающими тканями; укрепляют ослабленные мышцы, восстанавливают двигательную координацию, борются с искривлением позвоночника и так далее.

Программы по АФК занимают главное место в реабилитации детей с ДЦП.

Обязательными и общими признаками для всех методик АФК являются:

Систематичность, регулярность и непрерывность применения адаптивной физкультуры;

Строго индивидуальные упражнения в соответствии с тяжестью заболевания, возрастом ребенка, его развитием;

Постепенное увеличение силовых физических нагрузок.

Содержание упражнений для детей с ДЦП (Самсонова Л.Н., 1986):

Растягивание мышц: профилактика тератогенеза, снятие мышечного напряжения, расширенный диапазон движения;

Упражнения для выработки силы, развития чувствительности мышц;

Тренировка чувствительности нервов для улучшения состояния нервной ткани;

Упражнения для укрепления антагонистических и ведущих групп мышц;

Поддержание функциональной эффективности органов - упражнения на выносливость;

Расслабление, чтобы устранить судороги, напряженность и спазмы;

Обучение нормальной ходьбе;

Упражнения для стимулирования органов чувств;

Упражнения на подъем для улучшения двигательной силы и равновесия;

Тренировка на сопротивление, чтобы развить мышечную силу.

В занятиях принимали участие все дети, принимавшие участие в тестировании независимо от уровня физического развития для того, чтобы дети учились взаимодействовать друг с другом, оказывать поддержку. А также для того, чтобы дети с низким уровнем двигательно-физического развития имели пример для подражания.

Для проведения эксперимента в занятиях по адаптивной физической культуре использовался комплекс структурно-избирательных упражнений. Таким образом, испытуемые имели возможность развивать наибольшее количество двигательных умений и навыков путём добавления специальных упражнения для общего двигательно-физического развития и для развития силы мышц.

В процессе занятий по АФК использовался специальный инвентарь, который соответствовал индивидуальным антропометрическим характеристикам детей (гантели, гимнастические палки, шёлковые ленты, гимнастические перекладины). Так же для выполнения упражнений в домашних условиях были розданы кистевые эспандеры.

В занятия включались доступные виды и формы двигательной активности, направленные на решение специфических коррекционно-развивающих, профилактических, лечебно-восстановительных, воспитательных и образовательных задач, обусловленных физическими и психическими отклонениями в состоянии здоровья детей.

На занятиях по АФК использовались физические упражнения, которые направлены на расслабление спастичных мышц, увеличение подвижности в суставах верхних и нижних конечностей, на координацию движений, равновесие с использованием прикладных, дыхательных, общеразвивающих упражнений скоростно-силового характера, корригирующих порочные позы и деформации, а также улучшающие функционального состояние опорно-двигательного аппарата и кардио-респираторной системы (Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В., 1991).

Нами предложены комплексы упражнений, направленные на формирование вертикального положения головы, развитие реакции опоры рук и равновесия, преодоление сгибательно-пронационных установок верхних конечностей, сгибательно-приводящих установок нижних конечностей, формирование поворотов туловища, ползания, сидения, стояния и ходьбы.

Приведем некоторый набор упражнений на развитие мышц верхних конечностей:

Перейти на страницу: 1 2