Памятники древностей Тифлиса

Метехская

церковь была основана в V в., находилась в крепости Метехи, служившей в XIX в. тюрьмой, в предместье Авлабар. Метехская церковь была первоначально и придворным храмом, и подворьем католикосов. Ее купол, хотя и имел характер древнего зодчества, был сделан позднее. С 1661 г. в церкви был сделан пороховой магазин, но при Ираклие в XVIII в. была возобновлена и украшена. В 1795 г. церковь была разрушена войсками персидского шаха, в особенности пострадала внутренняя отделка. Возобновлением занялся Георгий XII, а затем ремонт был воспроизведен в 70-х гг. XIX в. В приделе церкви находилась могила св. Шушаники, замученной в 458 году за веру ее мужем, изменившим христианству. Храмовая икона пропала в 1795 г. и была заменена новой, присланной из Петербурга.

Церковь св. Давида

также принадлежала к числу величайших святынь грузинского народа, она возвышалась над Тифлисом над Мтацминдской горе. Церковь служила предметом особого поклонения грузинского народа. С ее именем и постройкой была связана память о св. Давиде, в котором грузины видели устраняющего женское бесплодие, великого пророка. Причина той силы религиозных чувств, которые из поколения в поколение хранил грузинский народ к этому памятнику, заключалась не в преклонении церковной массы перед жизнью святого человека, не в древности памятника и не в живительной силе воды, бившей из скалы Мта-Цминдской горы; причина лежала в духовной психике. С историей возникновения храма было связано воспоминание о несправедливости, совершенной когда-то святому, и как искупление греха предков. В их потомках явилось то глубокое религиозное чувство преклонения, мольбы о прощении, которое они обнаруживали, став лицом к лицу к памятнику невинной жертве – церковью св. Давида. После запустения, наступившего в 1617 г. после разорения войск персидского шаха, храм был капитально отреставрирован в 1809 г. В день праздника Мта-Цминда, приходившейся в первый четверг после Пасхи, сюда стекалась масса богомольцев для поклонения святыни.

В церкви, как отмечалось, особенно интересны были стены, подпиравшие скалистый сырец горы, с пробитыми в них переходами и окошечками. С таинственным подземным бассейном священного ключа. Источник воды, освежавший и целительный, лежал в основе исстари чтимой святыни. Грузинки, приложившись к иконе, обходили церковь три раза; бездетные женщины пили воду из источника, веря в его оплодотворяющую силу. Северная сторона храма, куда спешили женщины после молитвы, вся была усеяна мелкими камешками, довольно крепко приставшими ней. Приставший к стене камешек означал исполнение желания.

Но помимо религиозного значения церковь св. Давида должна была быть отмечена как место погребения великого русского писателя – А.С. Грибоедова. У церкви имелся искусственный грот, в котором находилось три памятника. Средний из них состоял из черного мраморного пьедестала с бронзовым крестом на нем, к подножию которого склонилась фигура плачущей женщины. На пьедестале под барельефом, изображавшим голову писателя, находилась надпись с именем, датой рождения и убийства. Кроме этого памятника в гроте находилось два других: под одним была похоронена Нина Александровна (урожденная Чавчавадзе), поставившая памятник Грибоедову; а под другим – племянница Грибоедова.

Тесный дворик храма был полон могильными камнями и гробницами с разными громкими именами. Местная благочестивая знать исстари дорожила этим привилегированным местом погребения и не жалела на это средств. Вид на Тифлис с узкой террасы церкви был единственным в своем роде; отсюда город можно было изучать как по огромной карте.

Подняться к церкви можно было вверх от Давидовской площади, откуда прямо к церкви вилась в гору пешеходная тропа. Подъем был довольно крут, но путеводители уверяли, что небольшой отдых на каждом повороте тропы и красота открывавшихся видов снимали усталость, давая желание подниматься всё выше.

Перейти на страницу: 1 2 3