Существующие проблемы и пути их решения в сфере гостиничного бизнеса Санкт-Петербурга |
||||||||||||
Туристский потенциал Санкт-Петербурга огромен, однако используется далеко не полностью. Одной из основных проблем, тормозящих развитие рынка туристских услуг нашего города, остается нехватка качественных гостиничных мест для размещения гостей города, особенно в период с мая по октябрь. Очень мало гостиниц среднего "туристского" класса - не выше 3-х звезд с качественным, но недорогим сервисом. Однако и те отели, которые позиционируются как 3*, реально не соответствуют этому уровню. Номерной фонд и вся инфраструктура этих предприятий устарела, и как бы они ни стремились оказывать услуги на современном уровне, они не могут конкурировать с вновь построенными отелями. Сервис и менеджмент не соответствует мировому уровню. И неудивительно, что во многих отелях уровня 4-5* команда ведущих менеджеров состоит по большей части из иностранцев, представляющих различных отельных операторов. Недостаток гостиничных номеров приводит к тому, что наши гостиницы завышают свою объективную цену: стоимость услуг не соответствует их качеству. Как видно из таблицы 1.3. рынок приема туристов дефицитен: Таблица 1.3 – Прогноз потенциала номерного фонда гостиниц (гостиничных мест, с учетом заявленных инвестиционных проектов). [40].
В 2004 году Правительством Санкт-Петербурга Постановлением №1268 была принята "Программа размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге" целью которой является повышение инвестиционной привлекательности города, а также содействие ускоренному развитию гостиничных услуг. В результате реализации данной программы к 2010 году гостиничный фонд Санкт-Петербурга позволит предоставить качественный сервис потоку гостей города в объеме до 8-10 млн.человек в год. [5]. Основная проблема для многих гостиниц - это повышение заполняемости в низкий сезон. Совершенно очевидно также, что необходимо растягивать туристский сезон. Существует программа "Белые Дни", основной целью которой является развитие туризма в городе с ноября по апрель, во время так называемого "низкого сезона", а также продвижение Санкт-Петербурга как привлекательного туристского центра в зимний сезон. "Белые Дни" - это зарегистрированный торговый знак. Инициатором программы выступил "Гранд Отель Европа" в поддержке с Ведущими отелями Санкт-Петербурга. [23, с.12]. По оценкам инициаторов программы "Белые дни", в течение уже нескольких прошедших сезонов происходит увеличение зимней загрузки отелей примерно на 10 %. Это крайне важный показатель, потому что проблема сезонности, во-первых, мешает развитию туристской инфраструктуры города (деньги, заработанные летом, вкладываются зимой только в поддержание, а не в развитие), во-вторых - инвестиционному процессу (ни один вид бизнеса не любит подобных перепадов нагрузок). [36]. У туристов теперь появилась возможность выбора различных пакетов в рамках этой программы, что способствует увеличению круглогодичного спроса к нашему городу. На конференции международной организации SITE, проходившей в конце марта 2001 года в Санкт-Петербурге, было отмечено, что Санкт-Петербург имеет большое будущее во многих областях и, прежде всего, учитывая все его культурно-исторические богатства, как центр туризма и, в частности, инсентивного туризма. [25, с.34]. Деловой туризм - неотъемлемая часть современной экономики. Прогресс в развитии партнерских отношений Санкт-Петебурга с зарубежными странами означает необходимость создания цивилизованного рынка делового туризма, который назван наиболее приоритетным направлением развития экономики. Именно деловой туризм (64% от общего объема) генерирует эффект мультипликации: каждый рубль, вложенный экспонентом в его участие в выставке, конференции, семинаре, конгрессе дает 6-7 рублей дополнительных доходов от приобретения товаров и услуг в сферах транспорта, связи, финансов, торговли, предприятий общественного питания, культурно-развлекательного комплекса и т.п. Конгрессный туризм в Санкт-Петербурге - отрасль относительно новая. В апреле 2003 года компания Corinthia (управляющая отелем "Коринтия Невский Палас") представила на рынок новую программу - MICE (Meetings, Incentives, Conferences and Events), которая была разработана специально для организаторов конгрессов, конференций, побудительных (incentives) программ и др. мероприятий. Новая программа включает в себя целый ряд услуг и дополнительных возможностей, которые позволяют провести мероприятие с максимальным успехом (Success Full) и избежать стрессовых состояний (Stress Free). В числе деловых партнеров программы крупные авиакомпании, туроператоры, туристские агентства и представители СМИ. Все отели-участники программы имеют сертификат качества Hospitality Assured Meetings в области организации и проведения мероприятий, выданной компанией HCIMA (Великобритания) и Ассоциацией Организаций Мероприятий (Meeting Industry Association). [23,с.11]. Несмотря на то, что по сравнению с предыдущими годами наметилась тенденция к более равномерному распределению мероприятий в течение года, годовая динамика конгрессной деятельности в Санкт-Петербурге по-прежнему отличается заметными подъемами и спадами. Руководители отелей разного уровня Санкт-Петербурга единодушно сходятся во мнении, что город также теряет много туристов из-за слабого планирования культурных мероприятий. Также городу необходима реклама, но это проблема города, и каждой отдельно взятой гостинице самостоятельно ее не решить, тем более на международном уровне. |