Спрос и предложение на гостиничном рынке Санкт-Петербурга

По цели поездки в первом классе лидируют корпоративные туристы (31%, в 2001 году - 30,1%), затем индивидуальные туристы (23%, в 2001 году -18,8%), групповые туристы составляют 17% (в 2001 году - 20,6%) и участники конференций 8,2%; в среднем классе первое место занимают в равной мере групповые и индивидуальные туристы – по 30% (в 2001 году – соответственно 23,1% и 32,6%), корпоративные клиенты 17,1% (в 2001 году - 14,9%); в экономическом классе на индивидуальных туристов приходится 50% (в 2001 году - 38,4%), групповых туристов 29% (в 2001 году - 27,3%). http://worldcrisis.ru/crisis/3571514

Весь 2003 год прошел под знаком празднования 300-летия Санкт-Петербурга, и все аналитики ожидали значительного притока гостей и, как следствие, повышения заполняемости. Однако с наступлением 2003 года после рождественских праздников из-за неправильной политики продажи гостиничных номеров, навязанной соответствующими государственными структурами, произошло резкое падение заполняемости.

Основные страны - источники туристских потоков: Финляндия, страны Балтии, Германия, США. Великобритания, Польша, Испания (73,7% от общего потока туристов). В Петербург все чаще едут туристы из Германии и Японии. Наличие японских туристов считается очень хорошим показателем, поскольку японские фирмы очень заботятся о безопасности своих клиентов. Кроме того, японцы - щедрые гости. Только на сувениры японский турист тратит в среднем $500-600 за 3-5 дней. [17, с.19].

По прогнозам международных экспертов и Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, на период до 2008 г. ежегодное увеличение спроса на места в гостиницах первого класса составит 9,5 %, в гостиницах среднего класса - 9% и в гостиницах низкого тарифа - 5%. [32].

В Российской Федерации в июле 1995 года была введена обязательная сертификация услуг гостиниц Госстандартом РФ (ГОСТ Р 50645 - 94 "Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц"), согласно которому, гостиницы в Российской Федерации поделены на классы, обозначаемые определенным количеством звезд для удобства идентификации: от 1* до 5*. Классификация средств размещения туристов приводится также в ГОСТ Р 51185 - 98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования".

На январь 2004 года в Санкт-Петербурге по официальной статистике обязательную сертификацию прошли 70 % объектов размещения (85 из 122 объектов, без пансионатов), 48% из них получили или подтвердили соответствующую звездную категорию. [39]. Многие ведомственные гостиницы и общежития переквалифицировались в отели.

Оценка многофакторного гостиничного рынка Санкт-Петербурга с большим количеством анализируемых переменных, - дело достаточно сложное, и чтобы ориентироваться в сложной обстановке, существует простой прием - классификация.

Гостиничные предприятия классифицируются по различным критериям. Наиболее употребляемыми среди них являются следующие:

1. местоположение;

2. вместимость;

3. уровень комфорта или обслуживания;

4. функциональное назначение;

5. обеспечение питанием;

6. продолжительность (сезонность) работы. [10,с.182].

По местоположению гостиницы могут быть размещены: в черте города (в центре, на окраине), центральными являются практически все гостиницы делового назначения, отели люкс, гостиницы среднего класса; на морском побережье; в горах и т.п.

По вместимости гостиницы делятся на следующие категории:

§ малые (до 100 номеров);

§ средние (от 100 до 300);

§ крупные (свыше 300 номеров).

§ гостиницы-гиганты - свыше 600 номеров.

Под вместимостью (номерным фондом) гостиничного предприятия понимается число койко-мест или номеров, которое может быть предложено клиентам одновременно. Койко-место - площадь с кроватью, предназначенная для пользования одним человеком. Номер - помещение, состоящее из одного или несколько койко-мест, оборудование в соответствии с требованиями к гостинице данной категории. Площадь номера обязательно должна позволять пользоваться всем его оборудованием в условиях комфорта и свободного доступа.

Общепринятого подхода к определению вместимости малых, средних и больших гостиниц в настоящее время нет. В каждой стране данный вопрос решается по-разному, учитывая конкретные особенности социально-экономического и исторического развития. Основной критерий, лежащий в основе такой сегментации, это различия в менеджменте, а также структуре бюджета гостиниц.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6