Морально-этические аспекты проблемы искусственного аборта

аборт беременность прерывание

В последние десятилетия аборт превратился в одну из наиболее интенсивно обсуждаемых проблем биоэтики. Вокруг столь сложной и деликатной темы сложились две противоположные точки зрения. Оппоненты задаются вопросом: имеет ли право женщина на «убийство» будущего человеческого существа, причем полностью беззащитного, бесправного? Защитники считают центральным вопрос о том, можно ли заставить женщину вынашивать нежелательный плод даже ценою собственного здоровья и жизни? Между двумя этими крайностями и находится поле столкновений различных позиций, точек зрения, подходов, оценок. В нашей стране мы располагаемся ближе к первой позиции. О том, что это так, свидетельствует хотя бы тот факт, что наша страна стоит на одном из первых мест в мире по количеству производимых абортов.

Основной аргумент оппонентов - зародыш с момента своего зачатия является человеческим существом и имеет право на жизнь, так как это неотъемлемое право каждого человеческого существа. Следовательно, аборт недопустим с моральной точки зрения и аборты следует запретить (в тех странах, где они разрешены, например в России, Италии, странах СНГ) и ни при каких условия не разрешать (если они в стране запрещены, например в Египте, Чили, ОАЭ, Афганистане). Главный факт, на который полагается аргументация: зародыш - это человеческое существо. Данное утверждение определяется как самоочевидное, не нуждающееся в доказательствах. В пользу утверждения, можно привести такие научно-установленные факты, как то, что уже в девять недель плод имеет лицо, пальцы, внутримозговую активность и т.п. Следовательно, ни при каких обстоятельствах аборт морально не может быть оправдан.

Однако возникает вопрос, а что же делать женщине, беременность которой произошла в результате изнасилования или если беременность несет угрозу жизни матери?

В.А. Сакевич пишет, что в точке зрения оппонентов четко видны внутренние противоречии во взглядах. Сторонники одной позиции утверждают: аборт недопустим, ни при каких условиях, даже если беременность и роды опасны для жизни матери, например, при болезни сердца, почек; аборт недопустим, даже если беременность наступила в результате изнасилования или инцеста. Удивляет достаточно простой аргумент: ребенок не виноват ни в том, ни в другом случае, почему он должен страдать? Как можно «убить» ни в чем неповинное существо, которое непричастно к обстоятельствам зачатия, следовательно, не несет за них никакой ответственности. Тогда почему он заслуживает такого наказания, как лишение жизни? Однако напрашивается вопрос, а разве женщина виновата в том, что в силу разного рода причин она не смогла дать отпор совершению полового акта без ее добровольного согласия. На этот вопрос отвечают представители другой стороны антиабортной позиции, они уточнят, что в принципе аборт считается недопустимым, но в виде исключения, в тех случаях, когда возникают медицинские противопоказания или когда речь идет об изнасиловании, допускает его. Допустимость исключений аргументируется необходимостью учитывать желание и интересы матери. При медицинских противопоказаниях - нарушается право матери на жизнь и здоровье. При изнасиловании или инцесте - отсутствует добровольное согласие женщины.

Таким образом, две стороны антиабортной позиции сильно отличаются друг от друга. Однако обе они сохраняют главный тезис: зародыш - человеческое существо. Оно имеет право на жизнь. Сознательное умерщвление невинного человеческого существа, является убийством. Поэтому, аборт - убийство, и оно должно быть запрещено как морально недопустимое. Такова убедительная и по-человечески понятная логика противников аборта.

Однако сторонники абортов, имеют в руках сильный аргумент. Они соглашаются, что зародыш - это человеческое существо, но означает ли это, что человеческий зародыш и человек - одно и то же.

Перейти на страницу: 1 2