Функции физической культуры |
Специфические функции. Под специфическими функциями надо понимать лишь те её функции, которые свойственны в полной мере только ей как особой стороне культуры. Ни одна другая сторона культуры не может заместить физическую культуру в её специфических функциях. Они подразделяются в зависимости от особенностей её видов и разновидностей. Причем можно выделить функции, свойственные физической культуре в целом, которые реализуются при условии сочетания всех или большинства её видов (её системно-интегративные функции), и функции, свойственные преимущественно некоторым её разделам, видам и разновидностям. Специфические функции физической культуры в целом заключаются прежде всего в её свойствах, позволяющих удовлетворять естественные потребности человека в двигательной активности, оптимизировать на этой основе физическое состояние и развитие организма соответственно закономерностям укрепления здоровья и обеспечивать физическую дееспособность, необходимую в жизни. В определенных социальных условиях, создаваемых обществом, основные специфические функции находят свое выражение в целенаправленном использовании физической культуры, в качестве фактора достижения физического совершенства, присущего всесторонне и гармонично развитой личности. Жизненно важное значение этих функций физической культуры обусловлено тем, что человек формировался многие тысячелетия как практически деятельное существо. Двигательная активность была и остается совершенно необходимым условием развития, нормального функционирования и самого существования человеческого организма. Если исключить двигательную активность или надолго свести её к минимуму, это неизбежно обернется для человеческого организма самыми неблагоприятными последствиями. «Ничто так не истощает и не разрушает организм человека, как продолжительное физическое бездействие» – говорил Аристотель. Не случайно в наше время, когда в результате прогрессирующей механизации, автоматизации и кибернизации производственных процессов резко сохраняется объем двигательной активности в основной сфере жизнедеятельности человека, всё тревожнее говорят об опасностях гиподинамии. Только органическое внедрение физической культуры в повседневный образ жизни, что предусматривается в подлинно гуманном обществе, является одним из решающих условий, позволяющих не только исключить отрицательное влияние производственной гиподинамии на физические качества человека, но и направлять их развитие по руслу всестороннего совершенствования. Уже говорилось, что функции физической культуры специализируются в зависимости от особенностей социальных институтов и жизнедеятельности человека, в которые включены те или иные её виды. Принимая это во внимание, в ряду специфических функций физической культуры надо, в частности, различать: - специфические образовательные функции, которые наиболее полно выражены при использовании физической культуры в общей системе образования для систематического формирования жизненного важного фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний (т.е. как фактора физического образования). - специфические прикладные функции, которые выражены, прежде всего, при использовании физической культуры в системе специальной подготовки к трудовой деятельности в качестве фактора профессионально прикладной физической подготовки. - «спортивные» функции, наиболее ярко выраженные в сфере спорта высших достижений, где они проявляются в том, что физическая культура служит фактором достижения максимальных результатов в реализации физических и непосредственно связанных с ними возможностей человека. - Специфические рекреативные и оздоровительно-реабилитационные функции, которые выражены преимущественно при использовании физической культуры в сфере организации досуга или в системе специальных восстановительных мер, где она применяется как действенный фактор борьбы с утомлением, восстановления временно утраченных функциональных возможностей человека. Существенно, что реализация любой из этих функций физической культуры объективно связана с воздействием не только на физические качества человека, но и на его психические и личностные качества. Специфические функции физической культуры поэтому практически неотделимы от её общекультурных функций. Общекультурные, общевоспитательные и другие функции, связанные с использованием физической культуры в обществе, в принципе, все общие функции, присущие культуре в целом, проявляются, так или иначе и в области физической культуры. К ним относятся, в частности. Эстетические, нормативные и информационные функции.
Перейти на страницу: 1 2
|