Состояние международного туризма в различных регионах России |
World Economic Forum (WFE) вычислил конкурентоспособность 124 стран мира в сфере туризма и отдыха. В 2006 г. в России были опрошены представители 553 компаний. По данным Российского союза туриндустрии, за девять месяцев 2006 г. в Россию въехало более 2 млн. иностранных туристов и 95% из них выбрали туристический маршрут Москва — Петербург — Золотое кольцо [14]. Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов мира по туристской привлекательности и остается одним из самых привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год. Нехватка гостиничных мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем незагружены. В последние два года в Петербурге наблюдается бум открытия новых мини-отелей. Их емкость составляет от 4 до 10 номеров, а уровень комплектации удобствами и цены значительно различаются. Сейчас в городе таких отелей уже несколько десятков. Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям ставит задачу до 2010 года довести число гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем строительства в Петербурге к 2010 году 150 гостиниц на 15 тысяч номеров. [30]. Высоким развитием рынка туризма характеризуется Южный федеральный округ. Крупные города ЮФО в силу индивидуальных особенностей являются точками ростами различных сегментов рынка коммерческой недвижимости. Так, в Ростове-на-Дону идет активное строительство офисных объектов, в Краснодаре развивается торговая недвижимость, в Сочи и городах Кавказских Минеральных Вод – гостиничная, рекреационная и санаторно-курортная отрасль [7]. Несмотря на то, что туристский потенциал России пока используется лишь на 20% перспективы развития туризма в нашей стране огромны (приложение Б). Большое значение в развитии туристской инфраструктуры играет государственно-частное партнерство. Так, через федеральные целевые программы (ФЦП), а также в рамках проектов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа государством финансируется развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в строительство гостиниц, подъемников и т.п. Наиболее перспективные в этом отношении регионы страны - это юг, где успешно развивается пляжный и оздоровительный туризм, Дальний Восток и Забайкалье с их уникальными экологическими ресурсами и возможностями для развития активных видов туризма. В 2008 году Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа "Юг России (2008-2012 годы)». В программе имеется отдельный раздел "Развитие туристско-рекреационного комплекса». Ростуризм является одним из государственных заказчиков программы. В рамках программы предполагается расширение действующих и строительство новых туристско-рекреационных комплексов в республиках Северного Кавказа, где имеется значительный потенциал для развития туризма: побережье Каспийского моря в Республике Дагестан, горнолыжные комплексы – «Архыз» и «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике, «Лаго-Наки» и «Оштен» в Республике Адыгея, «Мамисон» в Республике Северная Осетия-Алания, «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской республике. Строительство туристско-рекреационных комплексов предполагается осуществлять за счет различных источников: за счет средств бюджетов предполагается построить инфраструктурные объекты (инженерные сети), а создание туристско-рекреационных комплексов - за счет привлеченных инвестиций. За весь период реализации программы на указанные цели из федерального бюджета планируется направить более 17 млрд. рублей [23]. |