Географическая и социально-экономическая характеристика Израиля

Официальное название – Государство Израиль (State of Israel). Расположен в юго-западной части Азии. Площадь 21671 км2, численность населения 6,03 млн. чел. (2002). Государственный язык – иврит.

Израиль расположен между 34° и 36° восточной долготы и 29° и 33° северной широты. С запада омывается Средиземным морем, на юго-востоке имеет выход в Красное море. Длина береговой линии 273 км, береговая линия мало изрезана, что делает ее пригодной для активного использования в туристских целях. На востоке Израиль граничит с Иорданией, на севере с Ливаном, на северо-востоке с Сирией, на юго-западе с Египтом. Большая часть поверхности Израиля – высокое плато (преимущественно 600–1000 м) с отдельными пониженными участками.

Страну условно можно разделить на пять топографических зон: высоты Галилеи, долина Эсдраелон, Самарийские и Иудейские холмы, прибрежные равнины, пустыня Негев. В зоне Галилеи находятся высочайшая точка Израиля – гора Мерон (1208 м) и Тивериадское озеро (Галилейское море).

В стране выделяются четыре географических района: три узкие параллельные полосы с севера на юг и широкая, большей частью безводная, зона в южной половине.

Климат Израиля очень разнообразен: от умеренного до тропического, но в основном субтропический средиземноморский. Дожди идут зимой, остальные 7 месяцев – сухой летний сезон. Самый дождливый район – Верхняя Галилея, самые сухие: южный Негев и долина Арава. Самые жаркие районы – Иорданская долина, побережье Галилеи, долина Бейт Шеан, берега Мёртвого моря и долина Арава. Средиземноморская полоса отличается влажным летом и мягкой зимой, в гористых районах – сухое лето и умеренно холодная зима. Во впадине Гхор и на крайнем юге Израиля климат более жаркий и сухой.

Средняя температура января +7-12°С, самого жаркого месяца августа +23°С-30°С. Количество осадков колеблется от 1000 мм в год на севере страны до 25–30 мм на крайнем юге.

Израиль – развитая индустриально-аграрная страна. Экономически активное население составляет около 2,5 млн. чел. (2007). Основная его часть занята в промышленности (17,3%), в оптовой и розничной торговле, мастерских по ремонту автомобилей и бытовой техники (13,2%), в сфере недвижимости, аренды и предпринимательства (12,3%), в здравоохранении и социальном обслуживании (9,9%).

Отраслевая структура ВВП (2009): сельское хозяйство – 3%, промышленность – 30%, сфера услуг – 67%.

В стране создала развитая дорожная сеть. Основной вид сообщения – автобус. Комфортабельные автобусы компаний Egged и Dan курсируют между всеми городами и населёнными пунктами Израиля; стоимость билетов невысока.

Другой удобный вид транспорта – маршрутное такси (cherut).

В городах Израиля много пунктов проката автомобилей. Аренда малолитражных автомобилей на 3–6 дней стоит от $40 в день и выше. Туристы арендуют автомобили большей частью для того, чтобы совершить путешествие по кибуцам (загородным домикам и трудовым комплексам). Кибуцы привлекают экологически чистыми и недорогими продуктами, израильской экзотикой.

Сфера услуг долго отставала от других отраслей экономики по внедрению достижений научно-технического прогресса, росту производительности труда.

Постепенно такие традиционные виды услуг, как торговля, общественное питание, гостиничное дело, бытовые услуги, уступали свои позиции более современным видам услуг: страхование, операции с недвижимостью, деловые услуги (маркетинг, лизинг, инженерно-консультационные и прочие услуги). Непосредственно связанная с обслуживанием производства сфера финансовых услуг – одна из наиболее старых и развитых отраслей.

Туризм – отрасль, дающая существенные доходы в иностранной валюте. В 2000 Израиль посетило 2,4 млн. туристов, в 2008-м – уже 2,85 млн. по сравнению с 441 тыс. в 1970. Их привлекают разнообразие климатических поясов, археологические памятники и религиозные святыни, а также современные курорты на Средиземном, Мёртвом и Красном морях, озере Кинерет.

Туристическая индустрия Израиля всегда славилась развитой инфраструктурой, высококлассным обслуживанием, тщательно продуманной культурной программой и индивидуальным подходом к каждому. Сегодня Израиль может предложить туристам со всего света и солнечные пляжи, и красочные коралловые рифы, и возможность увидеть культурные и исторические памятники. Никто не останется без внимания: ни поклонники экстремального туризма, ни любители уединения на лоне природы.

На сегодняшний день самый большой потенциал для развития туризма в Израиле представляет российский рынок. Однако израильским направлением стали все больше интересоваться многие европейские туроператоры, которые раньше ориентировали своих клиентов на западные курорты. Это лишний раз подтверждает правоту выбора прозорливых бизнесменов Израиля, вкладывающих капитал в развитие туристической индустрии своей страны.

Перейти на страницу: 1 2