Особенности развития туристских организаций в России и за рубежом |
В России развитие туризма начало приобретать массовый характер лишь после Второй мировой войны, поскольку отдых начал становиться для большинства населения потребностью, а развитие авиапутешествий еще больше привлекло внимание потребителей. На основании этого туризм начал приобретать более сложную структуру, его начали изучать научные школы, одним из представителей является В.С. Преображенский. Теоретическую и практическую важность туристских исследований представляет опыт развития за рубежом. Быстрыми темпами начинает расти массовый туризм, но внедренные в жизнь проекты стали подвергаться тщательному анализу и нередко критике. Экономисты, работавшие по программам международных организаций: ООН, Международного Банка, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, все больше исследовали значение туризма. Так, определенный рост интереса к проблеме туристских исследований со стороны Франции и Германии привели к возникновению в 1946 г. первого европейского периодического издания «Туристское Ревю». Туризм в современном обществе играет большую роль, поскольку существует определенная тенденция, которая благоприятствует международному туристскому обмену. Так, возрастает значение социально-экономических факторов, это связано с тем, что в современном обществе все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. При этом важной материальной предпосылкой развития туризма явились расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств. Развитию туризма способствует расширение социального состава туристов за счет повышения культурного уровня, стремления людей к познанию, к ознакомлению с бытом, культурой, историей других стран и народов. На развитие туризма оказали существенное влияние и демографические факторы: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык, связанных общностью истории и культуры (этнический туризм); повышенный спрос на участие в специализированном туризме, а также возрастающее число одиноких, тенденция к поздним бракам и рост числа бездетных семей [27]. На рост туризма и расширение его социальной базы оказывают материально-технические факторы. Для международного туризма наиболее важно обеспечение связей между местными, национальными и международными средствами перемещения, потому возрастают требования к технической безопасности транспортных средств, которые превращаются в факторы, имеющие решающее значение в выборе туристами средства передвижения. Основными видами транспорта в туризме являются авиация, автобусы и автомобили, теплоходы морские и речные, а также поезда. Развитие туризма в России во второй половине XX в. привело к расширению международных туристских связей, поскольку для внутриполитической стабильности страны немаловажную роль играют мирные, дружественные, добрососедские отношения между государствами. В 90-х годах XX в. развитие туризма в Европе было связано с объединением Германии и распада СССР, что вызвало серьезные изменения в мировой политике и во многом способствовало переориентации туристских потоков. Несмотря на динамику развития туризма, существует и ряд негативных факторов политического порядка – внутриполитическая нестабильность в стране или регионе, отсутствие между государствами добрососедских отношений и военные конфликты. Наличие хотя бы одного из факторов для туристской страны – резкий спад спроса потребителей. В свою очередь, циклические и структурные кризисы, инфляция, рост безработицы, нарушение условий товарообмена, отсутствие планирования использования природных и трудовых ресурсов являются тормозящими факторами, которые также оказывают негативное влияние на рост международного туристского обмена [66]. Развитию туризма способствуют определенные направления туристской деятельности. Так, Е.Ю. Ледовских описал тенденции развития туризма. Он отмечает, что туризм стал глобальным явлением в мировой экономике. Его массовость несет значимую потенциальную угрозу социокультурным комплексам, но стало очевидным, что при рациональной организации, туризм может обеспечить реальную финансовую поддержку охране природы и сохранению уникальных природных комплексов в первозданном виде. Туризм способствует созданию условий заботы о сохранении природных территорий, культурного наследия, что является экономически выгодным для местного населения. Значимая смена приоритетов и устремлений туристов привело к тому, что они в большей мере стремятся посетить территории с ненарушенной природой, а потому в противовес традиционному пляжно-курортному отдыху возник интерес к приключенческим, познавательным турам [53]. Туристское агентство – собирательное понятие. Под ним подразумевается предпринимательская структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операциями в сфере купли-продажи туристских услуг. Турфирма не производит услуги, она не располагает для этого необходимыми средствами производства, а выполняет посреднические функции. Она по поручению потребителя закупает разные услуги у производителей. |