Функции управления и структура туристско-экскурсионной организации |
Управление бывает стратегическим и оперативным. В результате стратегического управления создается потенциал туристско-экскурсионной организации, необходимый для достижения стоящих перед ней целей. Результатом оперативного управления оказывается выпуск и своевременное предоставление потребителю туристско-экскурсионного продукта и услуг. Структура современного туристско-экскурсионного предприятия определяется несколькими принципами. В них наряду с территориальными присутствует и функциональный, в соответствии с которым структура определяется видами деятельности (производство, сбыт, финансы) и зависит от целей и задач предприятия. Все большее разделение труда приводит к тому, что происходит все большая специализация этих видов, а функции дробятся на подфункции. Функции и подфункции организационно оформляются в подразделения, которые представляют собой группы людей, деятельность которых связана с достижением определенных результатов. Так, современная туристско-экскурсионная организация может состоять из нескольких предприятий (туроператор, турагенство, автотранспортное предприятие). Совокупность определенных видов деятельности одного уровня образует горизонтальную структуру, координацию которой осуществляет вышестоящий управляющий орган (вертикальная структура). Организационная структура фирмы считается оптимальной, если адекватно учитываются ее размеры, особенности применяемой технологии, требования рынка, цели, правильно группируются виды деятельности, информационные потоки, обеспечиваются условия для минимизации издержек производства. Высокая степень централизации, присущая функциональной организационной структуре, наряду с положительными чертами (высокие качественные стандарты туристского обслуживания, создание качественного продукта) имеет отрицательные моменты (замедляет процесс принятия и реализации решений, сковывает свободу предпринимательской деятельности). В переходный период развития страны положение туристского дела в корне изменилось. Выгодными, более эффективными стали относительно небольшие предприятия. Управление современной туристско-экскурсионной организацией характеризуется следующими чертами: -) уменьшение числа уровней управления и одновременно увеличением слоя высших менеджеров; -) резким сокращением функций надзора и контроля за персоналом; -) превращением управления в коллективный процесс, основывающийся на диалоге высших менеджеров с представителями работников и совместной выработке решений. Таким образом, основным требованием становится делегирование полномочий, которое получило название децентрализации управления. Она присуща средним и мелким фирмам и зависит от опыта и квалификации руководителей и сотрудников. Сложность экономических и технологических процессов требует комплексного подхода к управлению. Поэтому на помощь администрации приходят различные специалисты (юристы, социологи, экономисты, бухгалтеры). В идеале административный персонал фирмы должен быть минимальным, но увеличение ее размеров, разнообразие продукции, числа клиентов и поставщиков приводят к росту числа связей, объема поступающей информации, масштабов аналитической деятельности. В этих условиях численность аппарата растет гораздо быстрее, чем фирма в целом, и в этом кроется одна из основных причин бюрократизации системы управления. |