Личность экскурсовода |
Конструктивные особенности находят свое выражение в умении отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, понятно и убедительно преподнести его, а в случае необходимости перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема. Данный вид способностей служит основой мыслительной деятельности экскурсовода. Организаторские способности выражаются в умении осуществлять руководство экскурсионной группой, направлять внимание экскурсантов на необходимые объекты, а также в умении обеспечить выполнение программы туристов и экскурсантов, прибывших из другого города. Коммуникативные способности выражаются в умении установить деловые отношения с группой, сохранить их навесь период общения с экскурсантами, правильно построить взаимоотношения с водителем автобуса на маршруте, работниками музея, выставки, которые посещают экскурсанты, с методистами бюро, руководителем методической секции, другими экскурсоводами, руководителями туристских групп, организаторами путешествий и экскурсий. Аналитические способности служат основанием для самокритичного анализа своей работы, объективной оценки качества проведенной экскурсии, эффективности использования методических приемов. Не все экскурсоводы в равной мере владеют названными особенностями. Важную роль в развитии способностей экскурсовода. Играют учеба на курсах, работа методических секциях, самостоятельные занятия около объектов, глубокое усвоение методики и техники проведения экскурсии. Свойства личности являются главным регулятором психической деятельности человека. Свойства личности и психические процессы группируются по одинаковым признакам: интеллектуальные; эмоциональные; волевые. Все эти свойства определенным образом сочетаются и на их основе формируется характер человека. Экскурсовод не должен быть снисходительным к самому себе, своей работе, взаимоотношениям с людьми, своему и их поведению. На курсах подготовки и повышения квалификации, в методических секциях и повседневной работе экскурсовода необходимо прививать им навыки самоконтроля, т. е. умение организовывать самостоятельное регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений. Самоконтроль, будучи внутренней стороной деятельности личности, объединяет такие ступени в ее действиях, как самоанализ, самокритика и самоограничение в поведении. Уровень самоконтроля, постоянство и результативность его действия зависят от развития таких качеств личности, как мировоззрение, идейная убежденность, сознательность, культура. Самооценка экскурсоводом достигнутых результатов представляет собой сопоставление своей деятельности и самого трудового процесса с определенными нормами, которые установлены инструкциями, положениями, методическими разработками и другими директивными документами. В основу самооценки экскурсоводом своей деятельности должно быть положено сравнение достигнутых им результатов с результатами других опытных работников. При этом важно избегать завышенной оценки результатов своей деятельности, так как такая оценка к высокому самомнению, нетерпимому отношению к критике своих недостатков. У каждого экскурсовода необходимо укрепить чувство заинтересованности в выявлении своих недостатков в процессе подготовки и проведения экскурсии и мероприятия, включенных в индивидуальный план. Он должен не только видеть имеющиеся недостатки и ошибки в своей повседневной работе, но и выявлять и устранять их причины, способствовать тем самым совершенствованию своего индивидуального мастерства. Становление личности экскурсовода. Формирование личности экскурсовода происходит на всем протяжении становлении профессии экскурсовода. Процесс становления личности начинается задолго до поступления экскурсовода на работу в туристскую фирму. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности происходит на протяжении всей жизни человека. Авторитет экскурсовода – этот вопрос имеет прямое отношение к проблеме личности. Авторитет экскурсовода основан на его знаниях, умениях, навыках, нравственных достоинствах, практическом опыте. Авторитет представляет собой совокупность нескольких сторон: авторитет положения, который определяется тем, что экскурсовод является руководителем экскурсии, возглавляет группу экскурсантов и руководит их деятельностью; авторитет его знаний; авторитет умения. Его создает опыт экскурсовода в проведении экскурсий; одна из важных основ авторитета экскурсовода – культура речи и внеречевые средства воздействия; взаимоотношения с экскурсантами, умение создать нужный микроклимат в группе. Основа авторитета экскурсовода в этом плане – высокая культура поведения и речи.
Перейти на страницу: 1 2
|