Методические подходы к совершенствованию системы скоростно-силовой подготовки юных футболистов |
Нельзя еще раз не отметить значение игры для физической тренировки во всем многообразии ее форм. Футболисты по своей1 натуре, прежде; всего игроки, поэтому в каждой тренировке должна присутствовать игра. Известно огромное количество игр - от простейших, связанных с бегом через игры с мячом, эстафеты, до «больших игр» - гандбола, баскетбола,. волейбола и т.д. Они не только обогащают тренировки, но весьма успешно влияют на спортивную форму и помогают улучшить взаимодействие футболиста с мячом (Б.И. Новиков, 1969; В.Б. Пашев, 1977). Физические сильные и часто немобильные игроки должны, прежде всего, выполнять упражнения, связанные с бегом;, скоростью, подвижностью; а физически слабые: - заниматься упражнениями на развитие силы. Скоростно-силовую подготовку рекомендуется проводить со всей командой - но группам, подобранным: по силам. Например, группа физически крепких игроков с развитой мускулатурой. Для: них предпочтительны рывки, бег, упражнения на. быстроту. Группа физически, слабых. Для них - гимнастические упражнения, упражнения с набивным мячом; на снарядах, упражнения в сопротивлении (С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа, A.B. Прохоров, 1997). Проблемы организации скоростно-силовой подготовки юных, футболистов рассматривались многими специалистами-тренерами и учёными (М.Х. Индреева, З.А. Хатуев, 2007; Э.А. Кубеков, Э:Э: Кочкаров. Б.Х. Калмыков, 2007; О.Ю. Свергун, 1999). Все авторы рассматривают футбол как единый целостный вид спорта, состоящий из различных движений. Его специфическая особенность заключается в том, что движения, входящие в его состав, и те разнообразные упражнения, используемые при подготовке к играм, вступают в сложные взаимодействия друг с другом, при которых изменение достижений в одном виде движений обусловливает определенные сдвиги в другом (М.И. Фролова, 1980; Г.И. Савенков, 1979; М.И. Станкин, 1978; J.W. Bunn, 1992). Имеющиеся литературные данные свидетельствуют о наличии двух направлений в организации и методике скоростно-силовой подготовки в игровых видах спорта: ступенчатом и комплексном. Первое направление предлагает овладение сначала техникой обращения с мячом, а затем развитием скоростно-силовых качеств. При этом начальная подготовка осуществляется по системе упражнений, предусматривающих постепенное увеличение нагрузки в зависимости от подготовленности спортсменов (М.Х. Боташева, 2007; Е.Л. Дорофеева, 2007; Ю.И. Портных, 1984; Е.Б. Сологуб, 1999; Ю.Ф. Курамшин, 2001 и др.). Ряд авторов отмечает, что ступенчатое включение скоростно-силовых упражнений в обучение имеет свою отрицательную сторону, поскольку технические приёмы, начинающие изучаться позднее, отрицательно влияют на технику движений, изученных ранее (Ю.И. Портных, 1984; Э.А. Стрельцов, 1982). В связи с этим, авторы отмечают перспективность второго направления, предусматривающего одновременное изучение всех технических элементов футболиста одновременно с развитием скоростно-силовых качеств. Ряд данных свидетельствует, что одновременное изучение элементов техники и развитие скоростно-силовых качеств, предполагает наличие определенного акцента на некоторые из них. В связи с этим, в период начальной подготовки юных футболистов рекомендуется обращать особое внимание на изучение техники работы с мячом (Н.П. Симонян, 1990). Для успешного выступления на соревнованиях современный футболист должен иметь идеальную технику и высокий уровень скоростно-силовой подготовленности. Это требует оптимального уровня развития основных физических качеств: быстроты, силы, скоростной выносливости, с одной стороны, а с другой — лучшей «утилизации» этих качеств, при выполнении технических приёмов с мячом. Отмечается, что основой высоких результатов в футболе, является скоростная выносливость. Вместе с тем, уровень развития скоростных и силовых качеств во многом лимитирует достижения в техническом оснащении игрока (В.И. Старшинов, 1987). |