Методы исследования |
Для решения задач, поставленных в диссертации, и проверки основной рабочей гипотезы были использованы следующие методы научного исследования: - теоретический анализ и обобщение; - анкетирование, беседа, опрос; - изучение динамики физического состояния и работоспособности в процессе скоростно-силовой подготовки юных футболистов; - оценка уровня физического состояния (физической подготовленности, функционального состояния организма и физического развития) юных футболистов; - проведение психологического обследования; - педагогический эксперимент; - статистическая обработка полученных данных. Теоретический анализ и обобщение. Изучение литературных данных проводилось для оценки состояния проблемы, определения задач исследования и сопоставления имеющейся информации с результатами экспериментальных исследований. Перечень изученных источников представлен в списке литературы, изложенной в диссертации. Теоретический анализ и обобщение осуществлялись также при оценке спорных, неясных, противоречивых сторон изучаемых вопросов, при постановке проблемы и обосновании подходов к её решению, сопоставлении полученных данных с уже имеющимися научно-теоретическими положениями, при формулировании выводов и предложений. Анкетирование, беседа, опрос. Данный метод применялся для изучения режима учебно-тренировочной деятельности футболистов, особенностей организации скоростно-силовой подготовки, динамики работоспособности, структуры управления учебно-тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов. Анкетирование и беседы в ходе диссертационного исследования проводились как с футболистами, так и со специалистами, тренерами по футболу. Беседы со спортсменами давали ценную информацию о субъективном отношении занимающихся к различным специальным скоростно-силовым упражнениям, помогали вскрывать конкретные причины травматизма футболистов, способствовали нахождению реальных путей индивидуализации самостоятельных тренировок. В ходе бесед со специалистами в области футбола и их опроса конкретизировались различные организационные вопросы, а также элементы всестороннего обеспечения учебно-тренировочных занятий. Изучение динамики физического состояния. Физическое состояние и работоспособность юных футболистов изучались методом специальных контрольных упражнений, наблюдения, хронометража, парного сравнения, анализа текущих оценок выступления на чемпионате России. Оценка уровня скоростно-силовых качеств; (по методике оценки физического состояния барьеристок). Испытание уровня физической подготовленности проводилось с целыо оценки степени развития физических, скоростно-силовых качеств, а также для анализа эффективности воздействия средств и методов тренировки в целях роста спортивных результатов футболистов. Для оценки функционального состояния организма использовалась экспресс-оценка и критерии оценки функционального состояния организма, разработанные Р.М. Баевским. Кроме того, определялись результаты проб с задержкой дыхания Штанге и Генче, вычислялся индекс утомления, проводился теппинг-тест и тремометрия. Оценка результатов проб с задержкой дыхания осуществлялась в соответствии с общепринятыми в настоящее время критериями. Разница между показателями индекса'выполнения работы и после полного восстановления (индекса нормы) выражает степень утомления (ИУ). Выделяются три основных градации степени утомления (в условных единицах): средний уровень утомления - 1,1-2,0; значительный уровень утомления - 2,1-3,0; переутомление - 3,1 и более. Применение методик теппинг-теста и тремометрии позволило, во- первых - оценить темп, ритм и устойчивость моторного действия и, во-вторых - установить способность к сенсомоторной координации движений. Дополнительно для оценки функционального состояния организма игроков в процессе скоростно-силовой подготовки использовалась методика определения частоты пульса за 15с. По показателям ЧСС и артериального давления рассчитывались вегетативные индексы: Кердо, отражающий соотношение между активностью симпатической и парасимпатической нервных систем; Квааса, характеризующий степень утомления (В.П. Загрядский, 1982; З.К. Сулимо-Самуйло, 1976). Проведение психологического обследования. До и после участия в играх оценивалось состояние футболистов их тревожности по методике Г. Спилберга-Ханина (1982). Для оценки состояния высшей нервной деятельности-футболистов использовалась методика «САН» (В.А. Доскин и др., 1975), фиксирующая субъективное состояние, активность и настроение. Эти показатели определялись непосредственно перед игрой и через два часа после её окончания с помощью бланковых методик. Показатели самооценки рассчитывались путем усреднения 10 полученных ответов. При обработке данных теста «САН» учитывались абсолютные величины самочувствия, активности и настроения и соответствие этих признаков между собой. В частности мы брали во внимание то, что в условиях интенсивной игровой деятельности значительное ухудшение самочувствия и активности обычно сопровождается менее выраженным снижением настроения.
Перейти на страницу: 1 2
|