Экскурсия является городской, но расстояние между объектами значительное, поэтому наиболее удобным видом транспорта будет автобус. Четыре объекта находятся достаточно близко, поэтому три перехода между ними будут осуществляться пешком. Расположение экскурсовода и группы во время экскурсии будет зависеть, от формы экскурсионного объекта и места где он расположен.
Место отправления или начало экскурсии будет определяться в зависимости то того, кем являются экскурсанты - туристами или городским населением. Для туристов, местом отправления будет гостиница, в которой они остановились, а для городского населения - Комсомольская площадь.
Движение на автобусе будет составлять 5 переездов, включая 3 переезда между объектами. Движение пешком подразумевает 4 перехода, которые проходят между экскурсионными объектами. Теперь подробнее остановимся на каждом объекте, указывая методические, приемы при показе объектов экскурсии.
Методическая разработка архитектурно - градостроительной экскурсии по городу Орлу представлена в таблице 1
Таблица 1 – Методическая разработка архитектурно – градостроительной экскурсии по городу Орлу
Экскурсионный
объект |
Методический приём |
Как применяется методический приём |
1 |
2 |
3 |
ОГУ
(Здание Мужской гимназии) |
Экскурсионный анализ (искусствоведческий) |
Экскурсовод с помощью указательных жестов обращает внимание группы на здание в целом и на отдельные его части, такие как форму здания, стены, крыльцо. Раскрывает градостроительное значение памятника. |
Приём характеристики |
Экскурсовод подчеркивает изящность модильонов, красивый металлический навес на стойках у главного входа, так как здание относится к эпохе русского классицизма. |
Прием локализации событий |
Экскурсоводу применяет этот метод так как в свое время в стенах этого здания учились, и работали известные земляки: Лесков, Андреев, Якушкин и другие не менее известные личности. |
Показ мемориальной доски |
Экскурсовод обращает внимание экскурсантов на мемориальные доски, расположенные на фасаде здания. |
Прием зрительной реконструкции |
Так как внешний вид здания изменился, экскурсовод предлагает группе зрительно его восстановить. |
1 |
2 |
3 |
Здание Коммерческого банка |
Прием предварительного осмотра |
Экскурсовод предлагает экскурсантам перед началом экскурсии осмотреть здание самостоятельно. |
Прием характеристики |
Экскурсовод характеризует особенность стиля в котом построено здание, подчеркивает его красоту, формы, декор. |
Прием локализации событий |
Экскурсовод предлагает экскурсантам представить картину прошлого; бывшего землевладельца Н.П. Лепешева владевшего домом, торговые лавки. |
Показ мемориальной доски |
Экскурсовод обращает внимание группы на мемориальную доску расположенную в фойе банка. |
Экскурсионный анализ (искусствоведческий) |
Экскурсовод указательными жестами обращает внимание группы на составные части и форму здания; шатры, арочные проемы, ворота. Подчеркивает красоту и изысканность русского стиля. |
Прием зрительной реконструкции |
Экскурсовод применяет этот прием так как во время оккупации города Орла в здании размещалось гестапо и при отступлении немцев оно было сильно повреждено. |
Показ наглядных пособий |
Экскурсовод показывает старые фото здания. |
1 |
2 |
3 |
ТЮЗ
(Здание городской думы) |
Экскурсионный анализ |
Экскурсовод раскрывает градостроительное значение памятника, его архитектурный стиль. |
Прием зрительной реконструкции |
Экскурсовод следует применить этот метод, так как здание сильно пострадало во время пожара и оккупации города. |
Прием характеристики |
Экскурсовод применяет этот прием, так как декоративное оформление построек выдержано в духе классицизма. |
Прием локализации событий |
Экскурсовод рассказывает экскурсантам как 5 августа 1949 года областной драмтеатр им. Тургенева начал свое работу в новом здании инсценировкой романа « Отцы м дети». |
Показ наглядных пособий |
Экскурсовод показывает фотографии здания в прошлом. |
Здание Торговых рядов |
Прием предварительного осмотра |
Экскурсанты перед рассказом экскурсовода рассматривают здание самостоятельно. |
Прием зрительной реконструкции |
Экскурсовод предлагает группе восстановить картину прошлого; мысленно убрать третий этаж. |
Прием описания |
Экскурсовод рассказывает подробно историю здания, его функциональность. |
Показ наглядных пособий |
Экскурсовод показывает фотографии прошлого. |
1 |
2 |
3 |
|
Прием характеристики |
Экскурсовод характеризует здание как торговый центр города в прошлом, описывает его архитектурный стиль. |
Прием сравнения |
Экскурсовод предлагает группе сравнить одну часть здания с другой построенной позже. |
Здание универмага |
Прием предварительного осмотра |
Экскурсантам дается время на самостоятельный осмотр здания. |
Экскурсионный анализ |
Экскурсовод раскрывает градостроительное значение здания в годы СССР, его формы и архитектурный стиль. |
Прием описания |
Экскурсовод описывает залы универмага, его площадь, разнообразие отделов торговли. |
Средства показа |
Экскурсовод во время экскурсии применяет жесты указательного характера. |
Здание Орловской публичной библиотеки |
Прием описания |
Экскурсовод подробно излагает историю здания; когда оно было построено, фонды, постоянные вопросы закрытия и открытия библиотеки. |
Прием характеристики |
Экскурсовод характеризует библиотеку самой большой на кануне ВОВ в городе. |
Прием зрительной реконструкции |
Экскурсовод рассказывает группе, что во время великой отечественной войны здание было сильно разграблено и разрушено. В нем были казармы солдат. |
1 |
2 |
3 |
|
Искусствоведческий анализ |
Экскурсанты рассматривают здание; стены, форму. Экскурсовод объясняет группе, что здание выполнено в стиле русского классицизма. |
Дом губернаторов |
Прием описания |
С помощью этого приема экскурсовод подробно излагает материал о здании, в каком месте он построен, его форму, размеры, внешний вид. |
Прием зрительной реконструкции |
Экскурсовод рассказывает экскурсантам, что в 1812 году здание использовалось как госпиталь. Группа представляет картину прошлого. |
Прием локализации событий |
В 1869 году в здании останавливались Александр 11 с императрицей и князем Павлом и Николаем. |
Показ мемориальной доски |
Во время написания романа «Воскресенье» к А.Н. Трубникову приезжал Л.Н. Толстой о чем свидетельствует мемориальная доска, расположенная на фасаде здания. |
Дом Фомичевых |
Искусствоведческий анализ |
Экскурсовод рассказывает группе о значимости здания. Дом Фомичевых- это экспонат под открытым небом, один из редких образцов городской усадьбы первой четверти 19 века построенный в стиле ампир- поздний классицизм. |
Прием характеристики |
Так как Фомичевы были не богатыми домовладельцами стены дома обшиты тесом, |
1 |
2 |
3 |
| |
колонны без капителей и отделки. |
Прием описания |
В 1921 году дом получил название, памятник «Дом Фомичевых» 3 марта 1982 году преобразован в музей истории молодежного движения. |
Показ мемориальной доской |
Как памятник архитектуры дом отмечен мемориальной доской. |
Прием сравнения |
Экскурсовод предлагает экскурсантам сравнить дом Фомичевых и здания которые его окружают; размер, форму, стиль. Экскурсовод сравнивает его с маленьким , скромным, деревянным домиком. |
Прием зрительной реконструкции |
Экскурсовод применяет этот прием, так как до наших лет не сохранились терраса, подворные постройки, сад. |