Ходьба на носках |
Ходьба - основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движении. Ходьба, как и другие основные движения, является сложным условным рефлексом. Задачей упражнений для выработки навыка ходьбы является воспитание у ребенка правильной осанки, легкого, устремленного вперед шага, согласованности движений рук и ног, влияющей на уравновешивание всего корпуса. «При обыкновенной ходьбе передвигаемая вперед нога становится на почву пяткою, а затем при передвижении центра тяжести тела вперед опора с пятки переходит постепенно к носку стопы . При ходьбе ребенка необходимо наблюдать за положением груди: она должна быть направлена вперед; необходимо также устранить все препятствия для дыхательных движений нижней ее части. Голова должна быть при этом направлена свободно вперед, что также содействует правильному дыханию». Физиологическое значение ходьбы зависит от ее темпа и затраты энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, вызывает деятельную работу сердца и легких. Несмотря на активную работу мышц, ходьба при условии определенной дозировки не утомляет ребенка. Это объясняется ритмичностью и автоматизмом ходьбы, чередованием в работе мышц моментов напряжения и расслабления, оптимальностью работы нервной системы. В то время как опорная нога выдерживает тяжесть всего тела и работает, другая, отделяясь от земли, производит маятникообразное движение, и в работе ее участие незначительно. Чередование труда и отдыха создает благоприятные условия для выведения из тканей в кровь отработанных веществ. Быстрый, энергичный темп ходьбы содействует большему притоку кислорода к работающим мышцам и интенсивному обмену веществ в организме. Спокойная ходьба, возникающая при замедлении темпа, способствует постепенному снижению физиологической нагрузки после сильных движений - бега, прыжков и т. п.- и приводит в норму повышенный пульс. Ходьба имеет свои особенности на различных возрастных этапах. Движения у ребенка первого года жизни, по данным М. Ю. Кистяковской, возникают в результате длительного процесса настроения, обусловленного активным взаимодействием ребенка с окружающей средой при целенаправленных воспитательных воздействиях взрослого. Процесс построения движения регулируется корой больших полушарий мозга. С 10-11 месяцев ребенок начинает ходить и к 12 месяцам ходит самостоятельно. Однако ходьба маленького ребенка характеризуется большой неустойчивостью тела, лишними вспомогательными движениями, колебаниями туловища, шарканьем ног, неравномерностью темпа. Все это связано с недостаточным развитием нервной системы и ее управлением движениями, неравномерными пропорциями тела, малым опытом. Навык ходьбы совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Второй год жизни характерен интенсивным развитием и все большим совершенствованием основных движений. В ходьбе наблюдается еще неумение соразмерить свои движения, их неуверенность, наличие лишних движений, затруднение в преодолении препятствий. Однако ближе ко второй половине второго года жизни, в связи с большим развитием нервной системы ребенка и упражнениями под руководством взрослого, заметна большая устойчивость тела, некоторая согласованность рук и ног. При этом не исчезли еще лишние движения, имеется тенденция к некоторому боковому раскачиванию, неравномерность последовательности шагов, шарканье ног, недостаточная устойчивость темпа. Такая характеристика относительна: она не исключает возможности лучшего качества ходьбы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и правильного воспитательного руководства. Ребенок в специальных упражнениях со взрослым может перешагивать через палку, веревочку па полу, ходить по доске, приподнятой одним концом па 20 см от пола. При квалифицированном руководстве ребенок третьего года жизни постепенно приучается сохранять положение головы и груди вперед. Это содействует правильному, более свободному дыханию и кровообращению, а также выпрямлению позвоночника. Постепенно начинают исчезать лишние движения, налаживается координация рук и ног, что уравновешивает боковые колебания туловища, и ходьба приобретает большую равномерность. Однако движения еще не имеют достаточной точности. На четвертом году жизни дальнейшее развитие нервной системы, интенсивное окостенение скелета у детей, специальные упражнения под руководством взрослого содействуют более правильному положению тела при ходьбе, большей координации движений рук и ног. В трехлетнем возрасте наблюдается еще полусогнутое держание ног в исходном положении, недостаточный вынос конечности вперед во время ходьбы, недостаточное выпрямление туловища. Согнутая в колене опорная нога мешает размаху переносной ноги и укорачивает шаг. Кроме того, недостаточная гибкость стопы препятствует перекату ее с пятки па носок и отталкиванию от почвы. Отмеченные особенности ходьбы детей четвертого года жизни не исключают возможности их при ходьбе держать направление и изменять его по указанию взрослого.
Перейти на страницу: 1 2
|