Критерии оценки и характеристика содержания координационных способностей |
Так же как и при измерении других физических способностей, здесь следует различать два вида показателей : · Абсолютные - без учета уровня развития силовых, скоростных, скоростно-силовых способностей индивида. · О тносительные (парциальные) - с учетом развития этих способностей, когда их влияние каким-либо образом исключается. Например, время челночного бега 3 по 10 м - это абсолютный показатель, а разность времени челночного бега 3 по 10 м и бега на 30 м - относительный. Поэтому специалисты физической культуры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели координационных способностей у обучающихся или тренирующихся. Это поможет им определить явные и скрытые координационные возможности в подготовке своих учеников, видеть, что именно развито недостаточно - координационные или кондиционные способности и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебно-воспитательного процесса. К числу основных координационных способностейотносятся: · способность к дифференцированию различных параметров движения (временных, пространственных, силовых и др.); · способность к ориентированию в пространстве; · способность к равновесию; · способность к перестраиванию движений; · способность к соединению (комбинированию) движений; · способность приспосабливаться к изменяющейся ситуации и к необычной постановке задачи; · способность к выполнению заданий в заданном ритме; · способность к управлению временем двигательных реакций; · способность предвосхищать (антиципировать) различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом; · способность к рациональному расслаблению мышц.[2] В реальной деятельности все указанные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. Специфика вида двигательной деятельности предъявляет разные требования к данным координационным способностям. В одних видах деятельности отдельные способности играют ведущую роль, в других – вспомогательную (см. приложение 1). Эти важнейшие способности во многом определяют успехи в данных спортивных дисциплинах. Поэтому в процессе координационной подготовки их развитию главным образом и следует уделять особое внимание. Следует иметь в виду, что способность к двигательной координации определяется целым рядом психофизиологических факторов: · Функциональным состоянием сенсорных систем (анализаторов). · Степенью регуляции позы тела и движений различными отделами ЦНС (корой больших полушарий, спинного мозга). · Возможностью человека запоминать движения и воспроизводить их (моторной памятью). В значительной степени двигательная координация связана с пониманием занимающимися двигательной задачи и конкретного способа ее решения.[13] В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей. Существенное улучшение координационных способностей происходит к 15-16 годам. В этом возрасте их уровень развития приближается к показателям взрослого человека. |