Храмы Чердыни как туристические объекты |
Чердынь напоминает музей под открытым небом. Редкое здание здесь не оснащено табличкой, напоминающей об исторической значимости. Невозможно представить город без его храмов. Монастырь Иоанна Богослова одна из древнейших обителей на Урале, основанная в 1462 году. Вознесенская церковь монастыря явилась первой каменной культовой постройкой Урала. В 1580 году монастырь Иоанна Богослова получил привилегии от царя Ивана Грозного. В 1631 году монастырь приписали к Троице-Сергиевой лавре. Первоначально в монастыре стояла лишь деревянная церковь Иоанна Богослова. В 1624 году была построена вторая, Вознесенская, но уже каменная. В 1700 году обе церкви сгорели, и вместо них на этом же месте в 1704-1718 годах была возведена одна каменная двухэтажная церковь Иоанна Богослова, которая сохранилась до наших дней. Грамота на ее постройку была выдана Вятским и Великопермским архиепископом Дионисием монастырскому игумену Григорию. Руководил строительством приказчик Лев Колотилов, а за работой наблюдал выборный Иван Ветошев. Заказчиком церкви был сибирский губернатор Матвей Петрович Гагарин, проезжавший через город несколькими годами раньше. Он же прислал на ее строительство пленных шведов, высланных Петром I после Полтавской битвы. В настоящее время церковь Иоанна Богослова является действующей. Здание, значительно приподнятое со стороны реки высоким подклетом, совмещает две церкви - зимнюю и летнюю. Особенность памятника заключена в композиции ее верхней части. Над сводом верхнего храма выложена небольшая восьмигранная колокольня, увенчанная главой. Ее сооружение над кровлей сближает композицию церкви Иоанна Богослова с московскими многоярусными центрическими храмами конца XVIII века. Одной из особенностей церкви является совмещение храмовой части с колокольней-звонницей, что практически не встречается в Прикамье. Гладкие белые стены оживлены большими окнами с плоскими прямоугольными наличниками. Окна нижнего этажа апсиды и два окна верхнего храма выделены украшениями в виде барочных волютообразных элементов с семилучевыми цветками посередине. Фасады завершены ступенчатыми карнизами. Немалый интерес представляют интерьеры обоих храмов. Нижний храм приземист, а верхний, летний, - высокий и двусветный. В храмах сохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись, рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы "писали иконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Града служители Синодального Благовещенского монастыря". Среди икон, развешанных на стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезной находится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский, который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в ХIX веке по более старому образцу. Некоторые старинные предметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII века со слюдой в железных переплётах, многоцветные печные изразцы местного производства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIII веков, резное кресло XVIII века и т. д. Воскресенский собор один из красивейших храмов Чердыни, с колокольни которого открывается прекрасная панорама города и его окрестностей, был освящен в 1754 году. К двухсветному храму пристроено два придела: в 1751 году с южной стороны - в честь Стефана Пермского и в 1785 году - Никольский с севера. Основное здание и оба придела с западной стороны объединяла просторная трапезная. Позднее была пристроена обширная колокольня. Композиционное построение и архитектурное убранство собора являются типичными для памятников, возводимых в середине XVIII века в провинциальных городах. Собор отличается предельной скромностью и отсутствием каких-либо пышных декоративных деталей. В венчающем храм пятиглавии четыре главы с глухими восьмериковыми барабанами поставлены по углам на четырехугольные башенки-постаменты, а пятая возвышается на двух крупных восьмигранных барабанах, из которых нижний открыт в храмовое помещение. Внушительный вид кубическому храму придают завершения стен в виде крупных полукружий с восьмиугольными окнами и зубчатые карнизы. Колокольня собора ныне является единственной архитектурной вертикалью города, своего рода ориентиром, градостроительной осью. Стены и своды храма расписывал лучший чердынский живописец XVIII века Леонтий Протопопов. Среди многофигурных композиций особенно выделялась роспись на северной стене, посвященная крещению жителей Перми Великой епископом Ионой в XV веке. В настоящее время живопись закрыта слоем извести. Интерьер храма украшал многоярусный иконостас (не сохранился), привезенный сюда в XVIII веке из закрытого Пыскорского монастыря. В 1908-1911 годах собор значительно перестроили. На бутовом фундаменте из красного кирпича возвели расширенную трапезную, паперть, ризницу и новую колокольню. В оформлении новых фасадов использовали старые декоративные приемы - зубчатый карниз, полукруглые изгибы, плоские наличники с завершениями в виде цветка, лопатки. Спаренными колоннами и зубчатыми поясами украсили ярус звона колокольни, над которым разместили открытую круговую площадку. Со старой колокольни перенесли на фасад новой части стены с живописным образом Спаса Вседержителя. После революции Воскресенский собор вплоть до начала 1930-х годов использовался для церковнослужения. После его закрытия в здании разместили районный Дом культуры. В этом качестве здание используется и по сей день. |