Стратегии международного развития |
В 70-х годах в гостиничной индустрии США стали популярными контракты управления как для управления внутри страны, так и за ее пределами. Одной из первых такой контракт применила гостиничная компания «Интер-Континенталъ Отельз». Этот контракт позволял компании внедряться на новые рынки без особого для себя риска. Далее эту систему управления начали экспортировать в Европу, Азию и другие регионы мира. С помощью таких контрактов местным инвесторам, не имеющим достаточного опыта, как бы передавались опыт, мастерство и стандарты обслуживания. Американские компании, имевшие к этому времени большой управленческий опыт, начали передавать свои ноу-хау другим. Однако в то же время широкого распространения за пределами США этот процесс не нашел из-за еще достаточно крупного внутреннего рынка. По условиям контракта управления в основном передавались управленческий опыт и каналы продаж взамен получения доли в доходах (3—5%) и в валовой прибыли (8—15%), а также получатель услуг платил взнос за присоединение к системе обслуживания, например маркетинга и бронирования (около 3% валового поступления от проживания гостей). В 80-х годах произошли изменения в формах и стиле управления гостиничной индустрией, связанные с увеличением строительства отелей и повышением их прибыльности. Владельцы отелей стали более осторожными и осмотрительными при заключении контрактов управления, держа у себя даже специальных экспертов. Сейчас уже владельцы приобрели опыт и начали понимать о пользе и недостатках контрактов управления и имеют определенное представление о гостиничном бизнесе. Увеличилась конкуренция со стороны новых операторов из разных регионов мира, таких, как Аккор, Груп-по Сол, Мариотт, Мандарин, Меридиан, Рамада Интернэшнл, Рид Карлтон и др., которые вытеснили многих американских операторов — Интер-Континенталь, Хаятт, Холидей Инн., Хилтон, Шератон и др. — со своих рынков. Рост конкуренции между операторами заставляет их менять свои предложения и условия в системе управления, а именно: приблизительно 10—15%-ное участие в уставном фонде; гарантии, т.е. если управляемое ими предприятие не показывает определенный уровень прибыли, то контракт должен быть аннулирован; создание совместных предприятий; предоставление аренды, обеспечивающей комбинированную арендную плату, состоящую из основной платы и доли из прибыли; использование франчайзинговых соглашений. Международные операторы долгое время были связаны только с одной фиксированной торговой маркой и конкурировали с цепями, захватившими свои ниши на рынке. Они разрабатывали новые, специфические продукты для обслуживания как можно больше и новых владельцев, и гостей отелей. Одной из немногих американских цепей, которая могла принять вызов новых международных операторов, была цепь Хаятт, которая и то разделила свой бизнес на разные концепции (Гранд Хаятт, Хаятт Редженси, Хаятт Суитс и др.). Для достижения успеха многие операторы создали институт вице-президентов по развитию, которые путешествуют по всему миру, присматриваясь к благоприятным вариантам, после чего заключают контракты по управлению с местными отелями. Другие же построили региональные конторы по развитию в крупных туристских центрах. Даже такая компания, как Мариотт, которая уже совершила глобальную экспансию, не имела особого успеха, используя персонал по развитию, в основном разместившийся в головной конторе, пока не открыла региональную контору. |