Технологии и их трансферт |
Технология представляет собой взаимосвязь организационных процессов, определенных знаний, мастерства, навыков, методов для достижения желаемых результатов, а не только набор физических средств производства. Такая характеристика технологии особенно актуальна для индустрии гостеприимства, где роль человеческого фактора особенно велика по сравнению с активно применяемыми в других сферах экономической деятельности оборудованием и машинами. Процесс технологического трансферта имеет комплексный характер. Можно выделить три основных его компонента — физические составляющие, правовые и договорные условия, управляющие процессом трансферта, и человеческий аспект трансферта. В состав физических составляющих можно включить здания, оборудование, инфраструктуру и др., а в человеческий аспект — людей, которые могут создавать и предлагать осязаемый или неосязаемый продукт с помощью наличных физических средств. Обеспечение первого компонента относительно проще, для этого нужны необходимые финансовые средства и способность правильно вложить эти средства в нужные проекты. Что касается второго компонента, то он может быть очень усложнен из-за существующих многочисленных соглашений между собственниками предприятий, организациями, финансистами, национальными и местными правительствами и др. Если первые два компонента очень важны для самого трансферта технологий, то третий компонент, человеческий фактор, играет самую значительную роль в его осуществлении. Процессу трансферта технологий посвящено много трудов зарубежных ученых, которые с той или иной оговоркой можно применять в индустрии гостеприимства в общем и в гостиничном бизнесе в частности. Например, Шельп, Стефенсон и др. считают, что для развивающихся стран наиболее предпочитаемой концепцией трансферта технологий является получение некоего «черного ящика», который имеет все необходимое. Но в действительности трансферт технологий зависит больше от возможности реципиента (получателя) абсорбировать их, чем от других факторов. Стюарт и Нихей сравнивают трансферт технологий с зарубежными прямыми инвестициями и возможностями местного населения применить новые технологии в своих организациях. Они выявили также два взаимосвязанных друг с другом фактора, необходимых для осуществления трансферта. Первый фактор — это общие знания, т.е. знания и образование достаточного количества людей, которые необходимы для освоения новых технологий. Второй фактор — склонность к адаптации новых продуктов и новых инструментов так, чтобы способности абсорбции полностью реализовались и трансферт технологии мог действительно произойти. Конечно, эти определения в первую очередь относятся к проблемам трансферта из индустриально развитых стран в экономически слаборазвитые страны. Но их можно применять и для процесса трансферта в рамках одной страны, например, когда крупная компания строит новое предприятие в собственной стране или в другой индустриально развитой стране. Обобщая вышеприведенные определения зарубежных авторов, можно отметить, что трансферт технологий в индустрии гостеприимства — это способность местного населения усваивать и приспосабливать существующие технологические системы, а также возможность строить новые системы для удовлетворения потребностей как отечественных, так и зарубежных клиентов. Изучение трансферта технологий в индустрии гостеприимства показывает, что можно выделить три основных уровня этого трансферта: · требуемая способность использовать технологии для управления предприятиями; · вклад требуемых способностей для создания новых предприятии; · инновационные способности — возможность улучшить и модифицировать методы обслуживания и сами услуги. Разные уровни трансферта требуют разные институты и ступени для исполнения. Если первые два уровня можно легко достичь с помощью учебы на рабочем месте или формальной подготовки, то последний третий уровень может быть труднодоступен из-за требований наличия у работников не столько высокотехнических знаний, сколько воображения и умственных способностей. |