Виды координационных способностей

Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент (Матвеев Л. П., 1991; Лях В. И., 2001 и др.).

Результатом развития специальных и специфических координационных способностей, своего рода их обобщением, стало понятие "общие координационные способности". Это понятие сформировано в итоге многочисленных научных исследований и практических наблюдений. Есть дети, которые имеют одинаково высокие или одинаково низкие показатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Можно наблюдать детей, которые хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм и т.п., подтверждая реальность существования фактора "общая координационная готовность", или, что весьма тождественно, – "общие координационные способности". Общая координационная готовность в большей мере проявляется среди детей младшего и среднего школьного возраста. Среди юношей и девушек старшего возраста доля данного общего фактора в структуре координационных способностей уменьшается. Но значительно чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные возможности применительно к локомоциям (циклическим и ациклическим), а низкие к метательным движениям на меткость или к спортивным играм вследствие неодинакового уровня развития разных специальных координационных способностей. То же можно сказать и про проявления специфических координационных способностей: ребенок может иметь неплохой результат в тестах на статическое равновесие, но отмечаться при этом низким результатом на ориентацию в пространстве и средним – на быстроту реагирования в сложных условиях и т.д.

Итак, под общими координационными способностями понимаются потенциальные и реализованные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению различными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Специальные координационные способности – это возможности школьника, определяющие его готовность к оптимальному управлению сходными по происхождению и смыслу двигательными действиями. Под специфическими координационными способностями понимаются возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению отдельными специфическими заданиями на координацию – на равновесие, ритм, ориентирование в пространстве, реагирование, перестроение двигательной деятельности, согласование, дифференцирование параметров движений, сохранение статокинетической устойчивости и др.

Необходимо различить элементарные и сложные координационные способности. Элементарные проявляются в ходьбе, беге, а более сложные – в единоборствах, гимнастике и спортивных играх (Лях В. И., 2000). В процессе управления и регуляции сложных в координационном отношении двигательных действий школьник может координировать свою двигательную деятельность по одному критерию. Показателем оценки координационных способностей в общеразвивающих координационных учреждениях без предметов является почти всегда правильность выполнения этих движений. Ведущим признаком оценки координационных способностей, относящихся к группе баллистических движений с установкой на точность, будет меткость попадания.

Однако названные качественные и количественные критерии координационных способностей изолировано друг от друга встречаются крайне редко. Несравненно более распространены так называемые комплексные критерии. В этом случае школьник координирует свою двигательную деятельность одновременно по двум или нескольким критериям: скорости и экономичности; точности, своевременности и скорости; точности и быстроте и находчивости и т. п. В качестве таких комплексных критериев оценки координационных способностей выступают показатели действий или совокупности этих действий, где есть спрос к координационным способностям человека. Все это надо учитывать как при выборе и разработке соответствующих методов для оценки координационных способностей, так и при анализе конкретных показателей, полученных в результате исследований (Лях В. И., 1989).

Способность точно воспроизводить пространственные параметры движений довольно проста, сложнее – способность быстро перестраивать двигательные действия в условиях внезапного изменения обстановки (Матвеев Л. П., 1991).

Перейти на страницу: 1 2