Бразилиа – город мираж |
После второй мировой войны Бразилия начала проводить региональную политику, направленную на освоение и заселение Амазонии, занимающей 3/5 её территории. С этой целью в полутора тысячах километров от побережья была построена новая столица страны - Бразилиа, которая стала своего рода новым символом страны. Центрально-Западный район Бразилии - один из наиболее развитых районов государства. Природа в его саваннах не так ранима, как хрупкие экосистемы амазонского леса, после уничтожения которого почву размывают дожди, а земля покрывается безжизненной твёрдой коркой красной глины. К тому же этот район ближе к главным экономическим центрам. Показательно, что именно здесь выбрали место для новой столицы - города Бразилиа. Она возникла всего за три года буквально на пустом месте, и уже к 1962 г. сюда переехало правительство. И географическое положение столицы в центре страны, и необычная планировка города, напоминающего в плане натянутый лук со стрелой или самолёт, символичны. По замыслу правившего в 1956 - 1961 гг. президента Жуселину Кубичека ди Оливейра, чеха по происхождению, Бразилиа должна была стать символом устремлённости страны в будущее. Но город-символ, чудо современного градостроительного искусства, не оправдал этих надежд. Поблизости от широких проспектов с правительственными зданиями выросли такие же, как и в Рио-де-Жанейро, бедные кварталы - фавелы. Трущобный посёлок - спутник столицы - в шутку называют анти-Бразилиа. По выходным столица пустеет: министерские чиновники, привлечённые в новую столицу двойными окладами, раскупают все билеты на авиарейсы, предпочитая искусственному городу-символу многолюдные пляжи весёлого Рио. Так же как и судьба новой столицы, противоречивы последствия "бразильского экономического чуда". Стране, превратившейся из экспортёра кофе и других колониальных товаров в современного промышленного гиганта, не удалось избежать чудовищного контраста между богатством и бедностью. Сейчас Бразилия считается мировым лидером по неравенству в распределении доходов. За стремление занять ведущее место в современной мировой экономике крупнейшее южноамериканское государство расплачивается самым большим внешним долгом, а число обитателей трущоб-фавел в бразильских городах всё множится. Заключение То, что в географическом центре Бразилии будет построена новая столица, люди знали очень давно: еще в XVI в. монах-иезуит Аншиетта предсказал это, но никто не знал, когда сбудется пророчество. Только через два столетия - в 1789 г. - был предложен первый план строительства новой столицы, но был сразу же отвергнут. Вновь мысль о строительстве возникла спустя тридцать три года, когда сын португальского короля Жоао II Педро провозгласил Бразилию независимой от Португалии империей, но и тогда сторонники строительства поддержки не получили. Только в 1891 г. партия "новой столицы" добилась значительных успехов - в первой бразильской Конституции было записано, что будущий Федеральный округ со столичным центром должен размещаться на прямоугольном участке земли внутри штата Гойас, в самом центре страны. Но и после этого строительство не началось - не было человека, готового осуществить эту мечту. Человек, осуществивший мечтуОн появился только в середине XX в. - этим человеком стал бывший мэр Белу-Оризонти, а теперь новый президент Бразилии Джуселино Кубичек де Оливейра. Он был одержим мечтой о процветании страны, и идея новой столицы оказалась в духе проводимой им политики. После восьми лет изыскательских работ место было выбрано в малонаселенной части штата Гойас, на плоскогорье высотой 1100 м над уровнем моря, в 1200 км от Рио-де-Жанейро. Еще будучи мэром, Оливейра познакомился с архитектором Оскаром Нимейером, а став президентом, предложил ему спроектировать новую столицу Бразилии. Нимейер согласился работать над основными правительственными зданиями, но для генерального плана застройки посоветовал провести открытый конкурс. Город-самолетКонкурс объявили 19 июля 1956 г., в нем участвовало 26 работ, а победил проект друга и учителя Нимейера, бразильского архитектора-модерниста Люсио Косты. Он предложил построить город в форме креста, или, как увидели некоторые, в форме самолета - и то и другое было очень символично.
Перейти на страницу: 1 2
|