Фармацевтическое образование в России |
В течение длительного периода в России аптекарскому искусству обучали в госпитальных, полевых и частных аптеках, а также в аптекарских огородах. Аптекарские ученики набирались главным образом из числа детей служащих ведомства Медицинской канцелярии, детей стрельцов и воспитанников семинарий. Первоначальное обучение они проходили в аптекарских огородах, а затем направлялись в главные аптеки для обучения «аптекарству». В ХVIII в. были введены экзамены на звание гезеля (аптекарского помощника) и провизора (аптекаря). К испытаниям на звание гезеля допускались ученики, проработавшие в аптеке или аптекарском огороде в течение 4-5 лет. На экзаменах ученик должен был показать, что он «умеет гнать воды и олеи, делать экстракты и соли, соки и полевые травы, которые официнальными называются, сушить и общипывать, и малое число по-латыни читать и писать и коликое число рисовать». Лиц, получивших звание гезеля, направляли на работу в полевые аптеки сроком на 2-3 года. По истечении этого срока гезель мог сдавать экзамен на звание провизора. Экзамены на звание гезеля и провизора в тот период времени принимались особыми комиссиями, состоявшими из врачей и аптекарей при Медицинской канцелярии, а затем коллегии. Право на самостоятельную фармацевтическую деятельность давалось только провизорам. Подготовка медицинского персонала в специальных учебных заведениях в России началась, как известно, с 1707 г., когда по указу Петра I от 25 мая 1706 г. были созданы госпитали и школы при них. Первые школы были открыты в Петербурге, Москве и других городах. В госпитальных школах преподавалась «аптекарская наука» и проводились практические занятия в аптеках и на аптекарских огородах, имевшихся при госпиталях. Из этих школ выпускались военные лекари. Специальных отделений для подготовки фармацевтов не было. В 1786 г. школы были отделены от госпиталей и стали называться медико-хирургическими училищами. Одновременно было введено звание профессора и учреждена должность преподавателя-адъюнкта. Профессора ботаники и химии стали читать в училищах лекции химико-фармацевтической тематики. В 1798 г. медико-хирургические училища в Петербурге и Москве были переименованы в медико-хирургические академии. 28 июля 1808 г. при них были созданы фармацевтические отделения для подготовки провизоров. Таким образом было положено начало высшему фармацевтическому образованию в России. По утвержденному 28 июля 1808 г. первому Уставу академия рассматривалась как учебное заведение «для образования юношества во всех частях врачебной науки», а последняя, согласно взглядам того времени, состояла из трех частей: собственно медицинской, ветеринарной и фармацевтической, или аптекарской. В пунктах Устава, относящихся к фармацевтическому отделению, было сказано: «Аптекарская часть в России тогда только желаемого совершенства достигнет, когда молодые люди предуготовлены будут к аптекарскому званию обучением их по правилам и основательно всем тем наукам, кои для образования аптекаря нужны. В сем намерении учреждается при Медико-хирургической академии фармацевтическое или аптекарское училище. Науки, коим воспитанники в сем училище обучаться должны суть: математико-физика, минералогия, ботаника, зоология, химия, фармакология, фармацевтическая наука в собственном смысле, то есть искусство составлять лекарства по предписанию врачей. Для преподавания фармации или искусства составлять лекарства по рецептам назначается . один профессор и один адъюнкт, а для латинского и немецкого языков - учитель, прочие же науки фармацевтические воспитанники слушают у профессоров по медицинской части с тамошними воспитанниками .». Контингент воспитанников на фармацевтическом отделении, содержащийся за счет казны, первоначально был установлен в 40 человек, а комплектование учащихся осуществлялось за счет семинаристов, которые знали латинский язык. Ведущая роль в организации фармацевтического отделения и в обучении его воспитанников принадлежала кафедре фармации, которую до 1815 г. возглавлял профессор Тимофей Андреевич Смеловский (1772-1815), зачинатель высшего фармацевтического образования в России. В истории русской науки он известен как ботаник, занимавшийся изучением флоры Петербургской губернии. Кроме того, он разрабатывал вопросы замены иноземных лекарственных растений отечественными, составил каталог растений Ботанического сада Петербургской академии наук. За эти работы он был избран ординарным академиком Российской академии наук, а как образованный для своего времени врач в 1809 г. он был удостоен степени доктора медицины и хирургии. |