Оценка современного состояния туризма и туристической инфраструктуры в Республике Беларусь |
Также существуют и проблемы туристской инфраструктуры. Например, при развитии рекреационной инфраструктуры недостаточно учитываются рекреационные потребности различных групп населения. Практически не применялся метод комплексной застройки туристско-рекреационных зон или зон отдыха с единым благоустройством лесных и пляжных территорий, созданием эффективной инженерной и социальной инфраструктуры. Территории отдельных туристско-рекреационных образований не связаны системой центров и маршрутов в единую планировочную систему. Отсутствует система контроля за состоянием природных территорий повышенного туристского спроса, уровнем нагрузок на территории вокруг объектов экскурсионного показа - охранных зон памятников, границы, для большинства которых не определены и по сей день. Крайне не развита инфраструктура обслуживания туристов на значительных по протяженности транспортных туристских маршрутах. Наконец, банальное загрязнение окружающей среды в крупных городах и на прилегающих к ним территориях. И главное - отсутствует законодательная база, определяющая статус, условия развития и осуществления контроля за содержанием курортно-рекреационных зон и территорий. Планомерно устраняя эти недостатки, развитие туризма в Республике Беларусь должно основываться все-таки на тех его видах и формах, которые позволяют наши ресурсы. Иначе говоря, прежде всего, максимально и комплексно использовать имеющиеся уникальные природные комплексы и памятники архитектуры, истории, самобытные достояния культуры, включая традиционные фестивали, народные праздники и обряды. В этой связи завершенная Схема предлагает опорный каркас национальной туристско-рекреационной системы Беларуси, который образуют основные (главные) туристские трассы (маршруты) - трансъевропейские коридоры: № 2 Париж-Берлин-Варшава-Брест-Минск-Москва; № 9 Стамбул-Бухарест-Киев-Гомель-Витебск-Санкт-Петербург; № 9А Гомель-Минск-Вильнюс-Клайпеда, а также транспортные коридоры, не включенные в систему трансъевропейских, но имеющие важное значение для связи Беларуси с соседними странами и внутри страны: Южные регионы России-Брянск-Гомель-Мозырь-Пинск-Брест-Варшава; Москва-Смоленск-Витебск-Полоцк-Рига; Вильнюс-Глубокое-Полоцк-Великие Луки-Санкт-Петербург; Варшава-Белосток-Гродно-Вильнюс-Санкт-Петербург; Минск-Орша-Мстиславль-Костюковичи; Москва-Рославль-Кричев-Рогачев-Бобруйск; Белосток-Волковыск-Барановичи. В этом каркасе выделяются центры национальной туристско-рекреационной системы, которые развиваются как многофункциональные поселения. В них предусмотрено сосредоточение объектов обслуживания туристов - расселение, питание, медицинское и бытовое обслуживание, транспортные услуги, объекты досуга и развлечений, музейные и выставочные комплексы. Здесь сосредоточивается преимущественное большинство туристских фирм и предприятий, торгующих туристским продуктом и осуществляющих экскурсионное обслуживание. Главные и второстепенные туристские трассы национального значения Беларуси образуют радиальные связи больших городов - туристских центров между собой и с основными туристскими регионами страны, и имеют выходы на международные связи со странами ближнего и дальнего зарубежья. В дополнение к ним предусмотрено формирование системы туристских трасс регионального значения, позволяющих создать кольцевые маршруты и включить в систему туризма Беларуси территории с ценным туристско-рекреационным потенциалом, расположенные в стороне от главных транспортных магистралей страны. |