Социокультурные функции туризма в современном обществе |
Кроме того, данный автор пишет, что «туризм, занимая немаловажное место в обществе, принимает на себя важнейшие социокультурные функции: самоопределение человека в социокультурном пространстве, восстановление психофизических ресурсов общества, обеспечение занятости и рост его доходов, повышение трудоспособности человека и рациональному использованию свободного времени» [79, с. 17]. Из всех вышеописанных подходов к функциям социального института туризма мы видим, что наиболее полное исследование функций туризма представлено у К.А.Евдокимова, большинство из описанных им функций носят социокультурный характер. Следует отметить также, что описание социокультурных функций дано и у С.Н.Сычаниной, но в дальнейшем эти функции не получают развития в её работе. Это, на наш взгляд определяет необходимость дальнейшего исследования социокультурных функций туризма в отношении современной студенческой молодёжи. Для данной цели представляется целесообразным применение в нашем исследовании положений теории Питирима Сорокина, представленных в работе «Человек. Цивилизация. Общество». Согласно теории П.Сорокина в структуре социокультурного взаимодействия можно выделить неразрывную триаду. Данная триада состоит: 1) из личности как субъекта взаимодействия; 2) общества как совокупности взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами; 3) культуры как совокупности значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица и совокупности носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения [76, с. 193]. Соотнося данную триаду с темой нашего исследования, следует отметить, что в нашем случае во время туристского путешествия туристы являются личностями, которые в своей совокупности личностей, вместе с нормами их отношений, составляют туристское общество. Идеи, мысли, которыми они обладают и обмениваются, а также материально-техниче-ская база туризма и наследие мировой цивилизации представляют собой культуру этого общества. Особую важность в нашем исследовании приобретает последняя часть триады – культура туристского общества. В этом случае для целей нашего исследования мы определим культуру как «продукт потребности простых людей иметь представление об окружающем их мире, помогающее осмыслить важнейшие события человеческого бытия, объяснить их причины и отличить хорошее от дурного» [91, с. 79]. Исходя из данного определения, мы будем рассматривать туризм как явление культуры, так как взаимосвязь путешествий и туризма с культурой является очевидной. Следовательно, мы будем рассматривать то, как социальный институт туризма в данном случае будет выполнять функции культуры. По нашему мнению, наибольший интерес представляют такие социокультурные функции, как адаптивная и человекотворческая. Адаптивная функция культуры в туризме позволяет индивиду постигать: - условия окружающей среды; - способы и образцы социального поведения и действия; - ориентирует в знаниях, нормах и ценностях группы, коллектива, в которые входит индивид; - возможность понять и принять особенности взаимодействия, общения друг с другом. Постижение условий окружающей среды в туризме проявляется в ознакомление человека с миром, когда, преодолевая расстояния, он изучает новые природные условия и ландшафты. Способы и образцы социального поведения и действия усваиваются человеком в процессе туристской деятельности, когда индивиду приходится принимать правила поведения в организациях, осуществляющих перевозку пассажиров или средствах размещения, а также в туристских центрах. Таким образом, человек начинает вести себя как принято туристам этой страны. Для туризма характерным является то, что турист в результате совершённого путешествия расширит свой кругозор, познает что-то новое, кроме того, происходит осознание такой категории ценностей, как ценности туризма, в которую входят ценности нравственные, эстетические, связанные с витальными основами жизни и социальные. |