Тенденции развития туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга |
Весь 2002 года и первый квартал 2003 года ознаменовались оживлением на гостиничном рынке Санкт-Петербурга, что было связано с празднованием 300-летия города. Не был исключением и сегмент мини-отелей, поскольку ожидалось большое количество гостей. Только за период с 2002 по 2003 годы в Санкт-Петербурге открылось не менее 40 мини-отелей более чем на 700 мест. На конец 2003 года в Санкт-Петербурге работало около 100 мини-отелей. Мини-отель - имеет как имиджевый, так и коммерческую составляющую. Причем соотношение определяется видением хозяев. Чаще всего их открывают банкиры, строительные компании, агентства недвижимости, инвесторы из других регионов и из-за рубежа. Вложения в мини-отель окупаются дольше, чем в строительство элитного жилья, и уж тем более это менее выгодно, чем перепродажа квартиры агентством недвижимости. Для того чтобы расходы на содержание здания оправдывались, необходимо иметь как минимум 100 - 140 номеров. Поэтому очень часто владельцу малой гостиницы принадлежат все квартиры в доме, но не сам дом. [30, с.12]. Это в основном это семейный бизнес с привлечением недорогой наемной силы. Чтобы более успешно продвигать услуги (в частности, и через Интернет), владельцы мини-гостиниц нередко объединяют усилия. Один из последних примеров - Центр развития малых отелей (консалтинг и управление отелями), созданный фирмами "Первая компания" и "Сеть мини-гостиниц Петербурга". В подобных "связках" компаниям удается предлагать довольно широкий выбор условий и мест проживания, получая дополнительные конкурентные очки. Характерно и то, что после юбилея города развитие сети малых гостиниц не закончилось: в 2004-м инвесторы продолжали активно вкладывать средства в создание небольших частных отелей и их количество стремительно растет. Причем увеличивается не только количество отелей, но и их вместимость: малыми гостиницами становятся уже не только бывшие коммуналки, но и особняки, и целые этажи в бизнес-центрах. Городу это выгодно: у недвижимости появляется рачительный хозяин, который вкладывает средства не только в ремонт "своего" этажа или особняка, но и в благоустройство территории, ремонт парадного входа и фасада. В связи с этим цены на недвижимость в Санкт-Петербурге, а особенно в центральной его части, будут возрастать. Инвестирование средств в недвижимость в Санкт-Петербурге является очень выгодным способом вложения капитала. Учитывая специфику петербургского старого жилого фонда, требующего срочного ремонта и реконструкции, очень перспективное для города направление - это развитие сети малых гостиниц. Чтобы старый жилой дом в центре перепрофилировать в малую гостиницу, нужно вложить, по подсчетам специалистов, от 500 тыс. до 2 млн. долл. (строительство и реконструкция больших отелей обходятся в сумму более 10 млн. долл.). Одним из самых перспективных направлений развития малых отелей Петербурга - это организация приема деловых людей. И именно малые отели наиболее приспособлены к приему таких гостей и могут себе позволить именно эту специализацию. Небольшое количество номеров при необходимой инфраструктуре сервиса, тишина, близость к деловым центрам и доступность транспортных средств, безопасность и высокая квалификация персонала, - это те условия, которые способствуют организации достойного приема бизнес-туристов. В свою очередь, гостиницы среднего класса Санкт-Петербурга в 2004 году впервые за последние годы столкнулись с проблемой недозагрузки в зимний период, вызванной ростом рынка гостиничных услуг. Несезон 2004 года внес свои коррективы в отношения между отелями среднего уровня. Руководство этих гостиниц стало уделять больше внимания рекламным кампаниям, осуществлять гибкую ценовую политику, повышать качество сервиса, вводить дополнительные услуги. |