Тенденции развития туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга |
С 2000 года в связи с приближением юбилея Санкт-Петербурга заметно усилились разговоры на уровне городских властей о необходимости активного строительства новых и реконструкции уже существующих гостиниц. Понимая, что без создания современной и эффективно работающей гостиничной инфраструктуры, соответствующей международным стандартам невозможно решение задач, связанных с развитием туризма, Правительством Санкт-Петербурга была разработана программа развития гостиничных комплексов, включающая следующие направления: - привлечение частных инвестиций в проекты реконструкции и развития гостиниц через участие в инвестиционных конкурсах; - продвижение гостиниц Санкт-Петербурга на международный туристский рынок; - поэтапную реализацию проекта развития городского туристского информационного центра; - привлечение международных гостиничных цепей к управлению гостиницами. [39]. Строительство новых отелей в Санкт-Петербурге до сих пор сдерживалось сразу несколькими факторами: - более низкая рентабельность эксплуатации гостиничных предприятий по сравнению с бизнес-центрами, объектами торговли и др.; срок окупаемости инвестиций в гостиничный бизнес больше, чем в другие сферы; - отсутствие стимулирующих механизмов, способных покрыть повышенные риски и более длительные сроки окупаемости инвестиций в гостиничном секторе; - плохое состояние инженерных и иных коммуникаций, существенно удорожающих проекты в области развития гостиничного сектора; - низкий уровень среднегодовой загрузки гостиничного сектора. [39]. По экспертным оценкам, при строительстве гостиницы стоимость 1 кв.м. в зависимости от класса отеля колеблется в пределах 1500-2000 долларов. [40]. А при реконструкции существующих зданий, чем чаще всего и приходится заниматься инвесторам из-за нехватки свободных площадей в центре города, эти суммы еще больше. [32]. Существует территориальная зависимость: чем ближе к центру участок для строительства отеля, тем выше его стоимость. Поэтому цены на гостиничные услуги обратно пропорциональны расстоянию от центра города. И если построенные в советское время гостиницы еще могут удерживать приемлемый для среднего класса уровень цен (80-100 долл. за номер, включая налоги и завтрак), то для гостиниц-новостроек это неприемлемо по причине высокой стоимости строительства, земельных участков и процентных ставок по кредитам. С учетом этого в центральной части города гостиничные объекты позиционируются на стыке среднего и верхнего сегментов, то есть на уровне 3* де люкс или 4*. В связи с этим важная сторона городской программы - оказание активной помощи гостиницам в поисках инвесторов и, соответственно, оценка городом эффективности капиталовложений в отели. И именно инвестиционное развитие, привлечение средств - та мера, которая должна поднять большинство питерских гостиниц. Открытые акционерные общества уже сейчас нащупывают возможности привлекать инвестиции, не кормясь из государственного кармана как прежние муниципальные предприятия. Гостиницы, в том числе и муниципальные, активно акционируются, и это не просто изменение формы собственности и структуры управления, это новый совершенно по-другому построенный механизм самого предприятия и стиль общения гостиниц, именно как производственных, экономических субъектов, с внешним миром, с миром инвестиций, с миром финансов. [16, с.21]. В связи с этим по поручению, губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко была разработана концепция размещения объектов гостиничной инфраструктуры. В конце 2004 года ГУ "Фонд имущества Санкт-Петербурга" выставило на торги первые пять объектов зданий, расположенных в Центральном районе города с условием их обязательной реконструкции под гостиницы. [33]. Тогда же появилась информация о намерении городских властей выставить на торги целый ряд гостиниц, дотируемых из бюджета: шесть дорогих (таблица 1.1.) и пять гостиниц среднего уровня (таблица 1.2). |