Управление в многонациональной среде |
Каждый уровень общества обладает своей культурой независимо от его размера и природы. На национальном уровне она может быть, например, английской, греческой, китайской, русской или итальянской, на этническом уровне — индейской, негритянской, латиноамериканской и др. в США или адыгейской, бурятской, нанайской и др. в России. Своей культурой могут обладать также такие социальные группы, как врачи, инженеры, учителя (профессиональные группы) или отдельные виды промышленности и бизнеса, например легкая промышленность, тяжелое машиностроение, гостиничный и ресторанный бизнес и др., а также отдельные корпорации, например Газпром, Форд, Макдональдс или Шератон. Ученые считают, что культура независимо от уровня общества, который она представляет, — это социальный механизм, который направляет мысли, ценности и веру людей и управляет их поведением. В последние несколько десятилетий антропологи, социологи, историки, социопсихологи составляли перечень основных различий между национальными культурами. Была произведена классификация стран по культурным признакам, а также определена, какая организационная структура и управленческая практика должны применяться в каждой культуре. 1. Наиболее развитые страны латинской культуры: высокая степень дистанцирования большая неопределенность большой индивидуализм средняя мужественность Бельгия Франция Аргентина Бразилия Испания 2. Менее развитые страны латинской культуры: высокая степень дистанцирования большая неопределеность низкий индивидуализм в целом мужественность Колумбия Мексика Венесуэла Чили Перу Португалия Югославия 3. Наиболее развитые страны азиатской культуры: средняя степень дистанцирования большая неопределенность средний индивидуализм большая мужественность Япония 4. Наименее развитые страны азиатской культуры: высокая степень дистанцирования низкая неопределенность низкий индивидуализм средняя мужественность Пакистан Тайвань Таиланд Гонконг Индия Филиппины Сингапур 5. Ближневосточная культура: высокая степень дистанцирования высокая неопределеность низкий индивидуализм средняя мужественность Греция Иран Турция 6. Германская культура: низкая степень дистанцирования высокая неопределенность средний индивидуализм высокая мужественность Австрия Израиль Германия Швейцария Южная Африка Италия 7. Англиканская культура: низкая степень дистанцирования низко-средняя неопределенность высокий индивидуализм высокая мужественность Австралия Канада Британия Ирландия Новая Зеландия США 8. Нордическая культура: низкая степень дистанцирования низко-средняя неопределенность средний индивидуализм низкая мужественность Дания Финляндия Голландия Норвегия Швеция Дистанцирование — определяет степень общественного неравенства, которое считается нормальным в данной культуре. Индивидуализм — в индивидуалистических культурах каждый несет ответственность за себя и за членов семьи. Коллективистские культуры, с другой стороны, сильно связывают между собой своих членов. Общественные интересы ставятся выше личных. Общество защищает интересы каждого из своих членов, а в ответ ждет от него лояльности. Мужественность — в мужественных культурах социальные роли полов четко определены, мужчины определяют жизнь, обладают превосходством над женщинами, которые должны ухаживать за ними и воспитывать детей. В мужественных культурах основными ценностями считаются материальные, деньги, амбициозность. В женственных культурах, с другой стороны, ценится больше социальная роль полов с акцентом на человеческие отношения, чем деньги. Амбициозность, жесткая конкуренция являются нежелательными характеристиками. Неопределенность — люди, которые не противятся энергично неопределенности, работают неспеша, не утруждая себя, с меньшим риском. В таком обществе (культуре) законов, жизненных правил существует немного, причем некоторые из них могут и прекратить свое действие. В культурах, где люди изо всех сил стараются избежать неопределенности, чувствуя угрозу от нее для своего дальнейшего существования, работают более усердно и изобретают все новые способы влияния на будущее. Другие два вида культуры — индустриальная культура и профессиональная культура — относительно мало изучены и должным образом не классифицированы. Очевидно, что разные профессиональные группы или виды бизнеса имеют разную культуру, однако нельзя утверждать, что такая культура является общей для данного вида бизнеса в целом, так как различий между предприятиями больше, чем нечто общего. Американский специалист Вудс изучил пять ресторанных компаний и составил список из 18 составляющих, которые, на его взгляд, составляют культуру ресторанной индустрии: |