Развитие отечественной фармации в XIX и XX веках |
Первые десятилетия XIX в. в России быстрыми темпами развивались производительные силы, что выразилось в подъеме промышленности и сельского хозяйства. Возникли крупные (мануфактурные) предприятия. При общей численности населения в 36 млн человек в 1804 г. в России было более 2400 предприятий с 226 тыс. рабочих, а в 1825 г. их стало 5260 с 345 тыс. рабочих (к этому времени население страны возросло до 53 млн человек). Появились первые заводы сельскохозяйственного машиностроения (Кременчуг, Полтава), в Петербурге и в Москве бумагопрядильное производство осуществлялось с помощью механических станков и паровых машин. Русские промышленники начинают ввозить из-за границы усовершенствованные инструменты, орудия и машины. В сельском хозяйстве интенсивно внедряются новые сельскохозяйственные культуры, обещающие большую рентабельность: сахарная свекла, картофель, марена, кунжут; увеличиваются посевы кукурузы и пшеницы. Расширяются новые отрасли сельского хозяйства: тонкорунное овцеводство, виноградарство и виноделие, практикуется травосеяние. Осваивались новые земельные пространства в районах степной Украины, Дона, Заволжья. Укрепляются отдельные центры специализированного ремесла: Павлово - по металлическим изделиям, Иваново - по текстильным, Кимры - по обувному производству. Уже в начале XIX в. большая часть полотна и холста выделывалась в деревнях крестьянами и мелкими партиями скупалась у них купцами. Рос внутренний рынок страны и развивались внешнеторговые связи. Улучшались транспортные пути - по Волге и Каме в 1813 г. пошли первые пароходы. В стране сооружались шоссе, на Балтийском и Черном морях развивалось коммерческое судоходство, строились новые гавани. Медленно, но неуклонно шел процесс отрыва населения от земледелия и сосредоточения его в городах, однако в целом Россия оставалась аграрной страной. Развитие капиталистических отношений сковывалось крепостным правом. Рост промышленности и торговли в стране приводил к зарождению нового класса в системе феодального общества - буржуазии. Она формировалась в основном из бывших крестьян и выходцев из купеческого сословия. Накопив капиталы, купцы заводили фабрики и мануфактуры и являлись уже представителями промышленной буржуазии. Постепенно в России расширялась сеть общеобразовательных учебных заведений. По Положению об устройстве низших и средних учебных заведений была принята следующая система - приходские школы, уездные училища, гимназии и университеты, с известной преемственностью между ними в объеме знаний. На новую ступень поднялось высшее образование. Кроме существовавших университетов в Москве, Дерпте (Тарту) и Вильно, были открыты университеты в Харькове, Казани, Педагогический институт в Петербурге, преобразованный в 1811 г. в университет. Продолжали действовать Медико-хирургическая академия, Морской и Горный кадетские корпуса. Были открыты Институт инженеров водных и сухопутных сообщений, Ярославское училище высших наук (с правами университета), Высшее училище правоведения, Институт повивальных бабок и в 1810 г. знаменитый Царскосельский лицей, в котором получили образование А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, А.М. Горчаков и многие декабристы. В 1804 г. был введен Университетский устав, предусматривающий автономию университетов, выборность ректора, деканов и профессоров. После окончания Отечественной войны в 1812 г. расширилась база для подготовки врачебных кадров. Медицинские факультеты были открыты в Дерптском (1802), Виленском (1803), Казанском (1814), Харьковском (1805), Киевском (1841) университетах. Повышению уровня подготовки медицинских кадров способствовало введение преподавания философии и естественных наук в гимназиях и университетах. К преподавательской деятельности в университетах допускались только лица, защитившие магистерскую или докторскую диссертацию. Кроме того, в 1828 г. по предложению академика Г.Ф. Паррота (1767-1852) при |