Образ средневекового путешественника. Цели, задачи и значение их путешествий

Несмотря на то, что средневековое мировоззрение в отличие от античного, трактовавшего землю как шар, представляло ее в виде замкнутого пространства, «человек путешествующий» продолжал осваивать это пространство. Мобильность населения европейского средневековья получила новые импульсы, порождая вполне определенные потоки, важнейшее место среди которых занимает паломничество. Возникающие в Европе многочисленные государства территориально ограничивали свободу перемещения людей, но не могли остановить потоки пилигримов. На первое место в средневековой культуре будут претендовать паломники и воины, именно им принадлежит заслуга в расширении ойкумены средневекового мира. Важную роль в развитии путешествий в средневековой культуре сыграли купцы и школяры. Если рассмотреть паломничество в мировых религиях, то, начиная с 4 в. до н.э. в Китае широкое распространение получает буддизм, который стал проникать сюда из Индии. В этом направлении устремился поток монахов-миссионеров, которых двигало желание посетить священные для буддиста места. Буддийские храмы – замечательные памятники мировой культуры. Современные буддийские паломники так рассчитывают сроки паломничества, чтобы прибыть к цели в один из четырех знаменитых дней каждого месяца, приходящийся на начало четырех фаз луны. В древние времена буддийские паломничества были многолетними, учитывая те огромные расстояния, которые приходилось преодолевать верующим. История сохранила имена китайских буддийских паломников Фа Сяня, Сюань Цзина, И цзина, Чан Гуня и др.

Один из основателей паломнического путешествия в Китае считается буддийский монах фа Сянь, который в 4 веке совершил многолетнее паломничество в Индию. В сопровождении нескольких монахов, задумавших исследовать страны, лежащие на запад от Китая, они перебрались через ряд горных хребтов, перейдя реку и большую пустыню Гоби, и оказались у озера Лобнор. Вот как о приключениях этого путешественника рассказывает Жуль Берн: «побывав у гостеприимных жителей страны уйгуров, приемом которых монахи остались очень недовольны, они двинулись к юго-западу, в пустынную страну, с большим трудом преодолевая встречные реки. Спустя тридцать пять дней, маленький караван прибыл в Татарию – В Хотанское царство, в котором насчитывалось «несколько десятков тысяч монахов». Фа Сянь и его спутники были допущены в монастыри, и после трехмесячного ожидания им посчастливилось присутствовать при торжественном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городам Хотанского царства, по усыпанным цветами улицам, среди облаков благоуханий, провозили роскошно убранные колесницы с изображениями богов»2

Еще более широк бы географический кругозор арабов, появившихся на исторической арене Передней Азии. Арабов можно считать одним из самых путешествующих народов того времени. В результате образ “человека путешествующего” становится популярным в восточной литературе. Арабские путешественники средневековья осуществляли не только военные походы, которые простирались практически по всему Средиземноморью, охватывая африканское побережье и территорию Западной Европы, но и походы, дающие развитие торговли. «В 9-10 в.в. арабских купцов можно было встретить на сухопутных дорогах Востока, Северной Африки и Средиземноморского побережья. Корабли арабских торговцев плавали по всем морям Европы, по Красному морю и Индийскому океану».3

В 10-11 в.в. путешественники значительно расширили географию странствий. В 12 веке знаменитый арабский путешественник аль-Идриси был приглашен сицилийским королем в Палермо для составления географических карт. Итогом его многолетней работы стали карты мира, круговая и прямоугольная, на 70 листах.

Завоевательные походы арабов, развитие торговли приводят к быстрому распространению мусульманства (тогда еще с 7 в. арабские племена, проживавшие на Аравийском полуострове, обрели новую религию). Всем мусульманам приписывается, по крайней мере, раз в жизни совершить паломничество в Мекку – священный для всех представителей этой религии город. Главная цель паломничества в Мекку состоит в том, чтобы семь раз обойти вокруг каабы и прикоснуться к черному камню.

Священные для мусульман места есть и в древнем Иерусалиме. Здесь стекаются паломники разных вероисповеданий. Развалины стены первого храма, созданного царем Соломоном и построенный в 6 веке Второй храм являются местом паломничества иудаизма.

Вообще, Иерусалим богат красотой своих величественных сооружений. Не даром для евреев Иерусалим – это Земля обетованная (см. приложение 2).

Перейти на страницу: 1 2 3