Образ средневекового путешественника. Цели, задачи и значение их путешествий |
Что касается стран южной части Европы, - там начинается бурное развитие городов, возрождение практически из руин римских городов, которые в свою очередь начинают привлекать путешественников как культурные центры, славящиеся памятниками античного зодчества и первыми университетами, а также как центры торговли. Развитие путешествий в средневековую эпоху было также связано с монгольскими завоевательными походами. В начале XIII века, завоевав Русь, татаро-монголы создали огромную империю, простирающуюся от Дуная до Тихого Океана. В результате были созданы пути, соединившие Европу и Азию, по которым устремились потоки купцов. Ценные сведения о жизни народов на бескрайних просторах монгольской империи содержит книга «Описание путешествия на Запад», написанная учеником известного китайского ученого Чан Чуня, который по приглашению монгольского правителя Чингисхана совершил длительное путешествие из Пекина в Самарканд. За точность и обстоятельность эту книгу ученые называют путеводителем по дорогам средневековья. Соприкосновение европейцев с империей монголов не могло не породить стремления, как можно больше узнать о народах, населяющих обширные территории. Европейские купцы не могли не понимать, какие возможности открывает им торговля с Востоком. С целью исследовать новые страны было предпринято немало путешествий, в том числе и двумя венецианскими купцами из семейства поло, ставшими знаменитыми путешественниками средневековья, и купцом из Твери Афанасием Никитиным. Посещение святых мест совершали также православные верующие, которых вело «одно христианское усердие и желание поклониться гробу Иисусову знаем мы по иным современным и не менее достоверным свидетельствам, что россияне в XI в. часто давали небу обет видеть ее места святые»4 До нашего времени дошло около 20 описаний странствий русских людей к Святым местам. Одним из первых письменных свидетельств паломничества русских людей к Святым местам считается «Хожение игумена Даниила в Святые места», датируемое началом XII в. " Как пишет Карамзин в своей книге «Предание веков», «под защитою королевской дружины сей игумен ходил к Дамаску, в Акру и мог безопасно осмотреть всю Палестину, где еще скитались толпы неверных и грабили христиан. Он выпросил дозволение у Бальдвина поставить лампаду над гробом Спасителя и записал в обители святой Саввы, для поминания на ектениях. имена князей российских: Святополка — Михаила, Владимира-Василия, Давида Святославича, Олега-Михаила, Святослава — Панкратия и Глеба Минского. Достойно замечания, что многие знатные киевляне и новгородцы находились тогда в Иерусалиме»5. Как наблюдательный человек игумен Даниил описывает природные особенности, животный мир и бытовую культуру местного населения. Помимо детального описания христианских храмов и святынь страницы его «Хожения» доносят до нас рассказы о палестинских городах Иерусалиме, Иерихоне, Вифлееме. Ярко и образно передает он свои впечатления о Мертвом море, которое он называет «Содомьским», в котором нет никаких водорослей, никаких рыб или другой живности. В целом, «Хожение игумена Даниила» представляет собой замечательный памятник истории и древнерусской литературы. История донесла до нас свидетельства многочисленных путешествий, которые совершали русские на протяжении последующих веков. Паломничество в Иерусалим совершали и женщины Древней Руси, в частности, игуменья Ефросинья полоцкая, дочь полоцкого князя Георгия Всеславича. Это была одна из первых женщин Древней Руси, причисленная к лику святых. Во время паломничества игуменья скончалась в Иерусалиме. В 187 г. ее мощи были перевезены в Киево-Печерскую лавру, а в начале XX века – в Полоцк. Паломничество активно продолжалось и в последующий период. Так, в середине XIV века на поклонение Гробу Господню отправились новгородцы Стефан и Григорий Калика, последний по возвращении станет новгородским архиепископом под именем Василия Калики. В 1420 г. Дьякон Зосима из Троице-Сергиева монастыря отправился к святым местам Палестины. Их было много известных и неизвестных русских людей, которых можно было встретить на дорогах палестины. Пути русских паломников отмечены возникавшими колониями русских монахов, русскими православными монастырями, в том числе и в самом Иерусалиме. Вывод второй главы Как мною было известно, средневековая культура имеет многослойный характер, что привело к достаточно трудной жизни для жителя этой исторической эпохи, т.к. прожить, не выходя за пределы ограниченного пространства, было трудно. Поэтому многие старались странствовать по другим городам или путешествовать в определенных направлениях только для того, чтобы облегчить свое «существование» в тот момент. |