Эпоха географических открытий как новое мировоззрение «человека путешествующего»

В 1613 г. Была впервые составлена карта Федором Годуновым и отпечатана нидерландским картографом Гесселем Герритсом географическая карта России, сохранившаяся до наших дней.

Достижения русской картографии стали возможны благодаря смелости и целеустремленности русских путешественников и первооткрывателей. Все они, двигаясь на восток, составляли «чертежи» и описания, известные под названием «скаски» и «росписи», которые легли в основу сводных географических описаний Сибири. Первая такая карта появилась уже в 1667 г. (так называемый «Годуновский чертеж» Сибири – по фамилии тогдашнего тобольского воеводы Петра Ивановича Годунова).

Наиболее выдающимся произведением русской картографии того периода считается первый географический атлас «Чертежная книга Сибири», созданный В Тобольске картографом-самоучкой С. У. Ремезовым в 1701 г. И включавший 23 карты, которые были составлены по материалам русских первопроходцев.

Позднее он продолжил работу и вместе с сыновьями составит также «Хорографическую чертежную книгу» и «Служебную чертежную книгу».

Стремительное развитие походов и путешествий в петровскую эпоху способствовало углублению и расширению сведений по географии Российской империи. Описывая этот период, Жюль Берн полагал, что «Важнейшими моментами в географической деятельности этого времени были: 1) организация морских и сухопутных инструментальных съемок страны и составление карт; 2) изучение природных ресурсов страны и состава населения; 3) поиски торговых путей из России в среднюю Азию, Китай и Индию; 4) устройство сухопутных и водных путей сообщения внутри страны и соединение краевых морей при помощи каналов; 5) открытие школ и преподавание в них географии и забота о появлении научной географической литературы»7 Географические представления стали принимать систематический характер. Осуществлялось картографирование и отдельных районов государства, по которым помимо карт, «чертежей» составлялись географические справочники «дорожники», имевшие практическое значение (см. приложение №5).

Перейти на страницу: 1 2 3