Ценностное содержание туризма |
Каждый из этапов становления социального института туризма базировался на ценностях, которые отражали состояние развития общества, были основополагающими для целей путешествий, совершаемых в этих обществах, а также способствовали решению задач, которые ставились властными структурами и правящей элитой в сфере путешествий и туризма. Таким образом, для целей нашего исследования необходимо обратиться к становлению теории ценностей в социологической мысли. Само понятие «ценность» было привнесено в социологию из философии. У.Томас и Ф.Знанецкий были первыми социологами, использовавшими данное понятие. Они определили ценность как «любой факт, имеющий доступный членам некой социальной группы эмпирическое содержание и значение, исходя из которых он есть или может стать объектом деятельности» [80, с. 343]. Данное определение является классическим для социологической науки, оно основано на позитивистском понимании цен-ности. Представитель классической социологии Э.Дюркгейм рассматривал ценность с позиции того, что «всякая ценность предполагает оценку, осуществляемую субъектом в тесной связи с определённым состоянием чувств» [26]. Несмотря на тесную взаимосвязь ценности с чувственным отношением к ней Э.Дюркгейм отметил, что для ценностей характерна та же объективность, что и вещам. Таким образом, мы видим, что Э. Дюркгейм выделил двойственную природу ценности. В соответствие с идеей П.Сорокина, «когда данная норма поведения становится обязательной и священной, она превращается в трансцендентальную ценность, возвышающуюся над соображениями пользы и удовольствия» [75, с. 145]. Т.Парсонс в русле структурного функционализма анализировал ценность как одну из четырёх независимых переменных в структуре социальных систем. При этом согласно его мнению, ценности занимают в этой структуре ведущее место по исполнению функции по сохранению и воспроизводству образца. «Ценности, – пишет Т.Парсонс, – это представления о желаемом типе социальной системы, которые регулируют процессы принятия субъектами действия определённых обязательств» [66, с. 18]. Другой подход к определению понятия «ценность» мы находим в работе Д.Пантича. В его представлении «ценности – это относительно стабильные, общие и иерархически организованные характеристики индивида (предрасположенности) и группы (элементы общественного сознания), сформировавшиеся во взаимодействие исторических, актуально-социаль-ных и индивидуальных факторов, которые из-за таким образом объясненной желательности направляют поведение своих носителей к определённым целям» [65]. По нашему мнению, данное определение понятия «ценность» наиболее отвечает целям нашего исследования, рассматривающего общие ценности туризма с зарождения цивилизации и до ценностей современной студенческой молодёжи в сфере туризма. Таким образом, нами были представлены подходы к определению понятия «ценность» в западной социологической мысли. Далее, мы считаем целесообразным, рассмотреть понимание термина «ценность» в российской социологической мысли. Первоначально мы обратимся к пониманию ценности в социологии советского периода развития нашей страны, когда с позиций исторического материализма А.Г.Здравомыслов рассматривал ценность как «обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы. Но объектами этих обособившихся интересов, предметами стремлений человека в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концентрации чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного» [30, с. 116]. Иное толкование понятия «ценность» мы находим у Н.И.Лапина. «Ценности – это обобщённые цели и средства их достижения, выполняющие роль фундаментальных норм. Они обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях». Они олицетворяют исторический опыт и сосредоточивают выражение смысла культуры отдельного этноса и всего человечества. «Каждая ценность и системы ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе» [46, с. 5]. |