Ценностное содержание туризма |
А теперь, на наш взгляд, целесообразно рассмотреть, какие типологии и системы ценности выделяются учёными в рамках теории ценностей. Примером одной из типологий ценностей может служить выделенная Э.Дюркгеймом классификация ценностей, в соответствии с которой можно выделить экономические, нравственные, религиозные, эстетические и метафизические. При этом Э.Дюркгейм отмечает, что «Существуют различные типы ценностей, но это разновидности одного и того же рода. Все они соответствуют оценке вещей, хотя она может осуществляться в тех или иных случаях с различных точек зрения» [26, с. 297]. П.Сорокин в этой связи высказывал несколько иную мысль. Он выдвигал на первый план высшие ценности общества. «Они состоят из основных нравственно-юридических, религиозных, научных, экономических, политических и эстетических понятий» [75, с. 140]. Представитель структурного-функционализма Т.Парсонс конкретизирует ценности и поэтому выделяет составляющие ценностного содержимого культурной системы. Так, в неё входят моральные, эстетические, познавательные и религиозные ценности [66, с. 29]. Таким образом, в типологиях ценностей, представленных в западной социологической мысли, мы не наблюдаем особого расхождения в составе ценностного содержания. Далее нас интересуют подходы к систематизации и типологии ценностей в российской социологической мысли. На наш взгляд, интерес представляют типологии, предложенные И.И.Кравченко и Н.И. Лапиным. И.И.Кравченко отмечает, что «структура ценностей включает не только нормативное начало, но и материальное, поскольку существует класс ценностей естественной и второй, искусственной природы мира вещей, процессов и событий, объективность которых не вызывает сомнений». Он выделяет базисные ценности – «концептуальную основу системы ценностей, необходимое условие её формирования и функционирования». Данные базисные ценности состоят из природных и предметных ценностей и собственно социальной ценности. По мнению И.И.Кравченко, всю полноту социальных базисных ценностей составляют такие ценности, как: - социально-политические и гражданские; - моральные; - этические; - политические; - познавательные; - общественные; - цивилизации; - отдельных эпох; - быта культуры; - многие другие [40, с. 3, 6-7]. Как мы видим, И.И.Кравченко в совокупность социальных базисных ценностей включил большое количество различных категорий разнообразнейших ценностей, что даёт нам возможность, используя данный принцип выделения категорий ценностей, в целях нашего исследования предположить существование категории ценностей туристского отдыха. Совсем иную типологию ценностей предлагает Н.И.Лапин. Согласно его теории первым и простейшим признаком для типологии ценностей является предметное содержание. При делении в соответствии с этим признаком выделяются социальные, культурные, экономические, политические, духовные и прочие ценности. Такого плана ценностей можно определить десятки и сотни. По этому же признаку можно установить наиболее общие, базовые ценности. Данные ценности составляют базу ценностного сознания людей и подспудно влияют на их поступки в различных областях жизни. Этих ценностей малое количество, особенно, если их соотносить с потребностями людей. Следующим фундаментальным, по мнению Н.И.Лапина, критерием для типологии ценностей с точки зрения социокультурного смысла служит различение ценностей на терминальные и инструментальные. «Терминальные или целевые ценности обобщённо выражают важнейшие цели, идеалы, самоценные смыслы жизни людей. … Их в свою очередь подразделяют на личностные и социальные. В инструментальных ценностях запечатлены одобряемые в данном обществе или иной общности средства достижения целей. … Это нравственные нормы поведения и качества, способности людей». Автор подчёркивает, что целевые ценности устойчивее и имеют более высокий статус по сравнению с терминальными ценностями. Ещё одна предлагаемая Н.И.Лапиным типология ценностей, на наш взгляд, является наиболее интересной. Данная типология основывается на отнесении ценностей к соответствующим потребностям индивидов: |