Туристские потребности и экспектации молодёжи |
Современная российская студенческая молодёжь ещё в большинстве своём предпочитает отдыхать по типу «трёх S», хотя уже больше трети молодёжи разделяют современную тенденцию отдыха по типу «трёх L». Таким образом, можно полагать, что потребности и экспектации современной российской студенческой молодёжи в значительной мере соответствуют характеристикам постиндустриального общества. Выводы и рекомендации Таким образом, на стадии постиндустриального общества происходит сдвиг экономической деятельности к сфере услуг, высвобождается свободное время. У людей появляется категория «своего времени», которую они могут использовать для удовлетворения своей потребности в отдыхе, через форму туристских путешествий. В обществе появляется новое чувство времени. Материализация ценностей даёт возможность туризму проявляться в качестве средства, способствующего определённому развитию и проверке ценностных ориентаций личности. Временность потребления в постиндустриальных обществах зарождает категорию «человека путешествующего». Социокультурный анализ функций туризма как социального института на основании триады П.Сорокина (личность – общество – культура) позволил нам выделить следующие социокультурные функции: адаптивную; человекотворческую; информационно-коммуникативную; побудительную и рекреационную. Использование в данном исследовании положений теории П.Бергера и Т.Лукмана позволило нам при рассмотрении социального института туризма выявить социокультурное содержание каждого этапа в становлении этого института: хабитуализации; типизации опривыченных действий; взаимных типизаций; социального контроля. Каждый этап становления социального института туризма базировался на ценностях, соответствующих потребностям общества и находящих своё отражение в целях путешествий. В традиционном обществе это ценности, базировавшиеся на религиозном фундаменте (паломничество). Виндустриальном обществе – светские ценности (торговые, образовательные, лечебные путешествия). Со становлением активистской системы ценностей происходит развитие путешествий как средства постижения мира. Впоследствии появляется общая потребность людей в отдыхе, способствовавшая развитию массового туризма. В постиндустриальном обществе изменяется система ценностей и потребностей общества. Высвобождается свободное время у человека, появляется возможность для путешествий и туризма. Кроме того, в современных обществах происходит становление «индустрии ощущений», что в свою очередь ведёт к популярности в современных обществах нового вида туризма, соответствующего требованиям этого общества – виртуального туризма. Туризм занимает значительное место в системе ценностей современной студенческой молодёжи, выступая средством познания окружающего мира, расширения кругозора, изучения мира. Туризм – это один из способов проведения молодёжью своего досуга, особенно в активной его форме. В сфере туризма у молодёжи выделяются следующие группы ценностей: нравственные; эстетические; витальные; социальные. Нормой поведения современной молодёжи является временность потребления вещей и окружающих их людей. Кроме того, потребности современной молодёжи соответствуют характеристикам постиндустриального общества. Большинство молодых людей вступают в ряды трудовой силы только после завершения своего образования. Именно этот отрезок времени в жизни молодёжи, соответствующий времени получения профессионального образования, идеально подходит для того, чтобы молодые люди путешествовали и знакомились с окружающим миром. Следует отметить то, что для большинства молодых людей наблюдается нехватка времени на путешествия и туризм, хотя на досуг им времени хватает. Большинство современной студенческой молодёжи не могут позволить себе путешествия и, следовательно, не пользуются услугами туристских предприятий. Если же молодёжи удаётся выбраться на отдых, то они предпочитают отдыхать одну неделю. Следовательно, необходимо содействие в организации досуга молодёжи в сфере путешествий и туризма. Таким образом, мы видим, что требуется корректировка социальной политики в области молодёжного туризма. Государственным и частным организациям следует сделать молодёжный туризм доступным для молодёжи. Потому что современная молодёжь в жизни рассчитывает только на себя, свои собственные силы, следовательно и помощь такой молодёжи благотворно скажется на социальных процессах, происходящих в обществе. |