Физическая подготовленность – показатель качества постановки физического воспитания курсантов-спасателей УВАУ ГА |
|||||||||||||||||||||||||||||
Основной методологический подход к организации исследования базировался на целесообразности использования комплекса контрольных показателей, позволяющих описать структуру ФП обследованных. А количественная и качественная оценки каждого из физических качеств: силы, быстроты, выносливости - послужили бы основанием к сознательному выбору соответствующих физических упражнений и режима их использования. В целом предполагали, что такая информация повысит уровень сознательного отношения и будет выступать как фактор мотивации курсантов к физической активности в условиях учебного процесса и в режиме свободного времени [17]. Таким образом, основная цель исследования – выявить динамику развития основных физических качеств у курсантов-спасателей на протяжении всего периода обучения и подготовки к профессиональной деятельности. Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе кафедры физической культуры и спорта (ФКиС) в 2004-2008 учебных годах среди курсантов-спасателей 1-4 курса факультета «Безопасности жизнедеятельности», обучающихся по специальности «Безопасность технологических процессов и производств (на воздушном транспорте)». В исследовании приняли участие 98 человек, возраст испытуемых от 17 до 23 лет. Исследование включает в себя четыре контрольных упражнения - бег на 100 метров, бег на 1000 метров, прыжок в длину с места и подтягивание. Результаты контрольных упражнений позволяют объективно оценить уровень развития таких двигательных способностей как быстрота, выносливость, сила и скоростно-силовые качества. Тестирование курсантов проводилось в начале (октябрь-ноябрь) и в конце (май-июнь) учебного года в лабораторных и естественных условиях учебных занятий. Сравнительный анализ полученных данных проводился на основе контрольных нормативов учебной программы по физической культуре [27]. По этому условию студенты, которые во внеучебное время активно занимались каким-либо видом спорта, не включались в состав экспериментальных групп. Результаты и их обсуждение. Данные, полученные в начале и конце учебного года, позволили объективно, в количественных выражениях оценить уровень ФП курсантов 1-4-го годов обучения. Для характеристики уровня развития быстроты нами применялся тест – бег на 100 метров. Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью [11]. Анализ полученных результатов показал, что в начале учебного года 76% курсантов 1 курса в соответствии с таблицей 2.1 имеют высокие показатели развития быстроты. Таблица 2.1. Динамика развития двигательных способностей курсантов-спасателей первого курса
|