Значение физической подготовки в освоении профессионально-прикладных учебных дисциплин |
Профессионально-прикладная физическая подготовка ППФП – представляет собой специализированный вид физического воспитания, осуществляемый в соответствии с требованиями и особенностями данной профессии [29]. Основное назначение ППФП – направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, а также выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирования прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда. Многочисленные научные данные показывают, что ППФП существенно влияет на повышение качества профессионального обучения и сокращения сроков овладения трудовыми навыками, создание предпосылок для устойчивой и высокой работоспособности. ППФП также повышает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной среды и снижает заболеваемость, способствует профессиональному долголетию кадрового состава работников [30]. Всё сказанное свидетельствует о том, что в ППФП наиболее конкретно воплощается один из важнейших принципов педагогической системы – принцип органической связи физического воспитания с практикой трудовой деятельности. Каждая профессия предъявляет к человеку специфические требования и часто очень высокие к его физическим и психическим качествам, прикладным навыкам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодёжи к труду, сочетание ОФП со специализированной – профессионально-прикладной физической подготовкой [30]. Следует подчеркнуть, что ОФП создаёт основные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней через такие факторы физической работоспособности, как сочетание здоровья, уровень физического развития, уровень аэробной и анаэробной мощности, функциональных систем организма, силы и мышечной выносливости и др. Поэтому ОФП служит основой ППФП. Профессионально-прикладные учебные дисциплины, изучаемые курсантами-спасателями в УВАУ ГА ППФП спасателей МЧС России осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Министерством чрезвычайных ситуаций РФ. Это одна из немногих профессий, которая сочетает в себе владение профессиональными качествами сразу нескольких профессий, а именно: пожарного, водолаза, парашютиста, скалолаза и др. Исходя из этого, спасатели должны обладать специфическими, следующими основными качествами: - способностью длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах; -способностью быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях (антропогенных и природных), а также при наличии реальной и потенциальной опасности; - способностью оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов; - способностью адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность; - способностью переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, готовностью воспринимать новые нагрузки; - способностью переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения; - способностью быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени; - умением безопасно выполнять работу; - способностью к взаимопониманию, состраданию [5, 31,32]. Труд спасателя связан со значительным физическим и эмоциональным напряжением, так как выполняется в опасных для здоровья и жизни условиях. Переход к чрезвычайной активности происходит мгновенно. Боевая активность, связанная с тушением пожаров или иными АСР, имеет характеристики, требующие от спасателя оперативности, решительности, энтузиазма, физической активности. Без этих качеств невозможна успешная деятельность по ликвидации ЧС [38,39]. Решающим фактором подготовки спасателей является содержание его обучения. Рассмотрим некоторые, наиболее значимые профессионально-прикладные учебные дисциплины, качественному усвоению содержания программных требований и норм которых, способствует учебный процесс по физическому воспитанию. Пожарно-спасательная подготовка Целью изучения данной дисциплины специализации является получение курсантами знаний, умений и навыков, необходимых руководителю ведомственной пожарной охраны (ВПО) СПАСОП для подготовки личного состава подразделений ВПО СПАСОП к практическим действиям по тушению пожаров и спасанию людей на воздушном судне (ВС) и объектах инфраструктуры ГА. |