Гигиена физического воспитания

Физическая культура является частью общей культуры общества:

представляет собой совокупность достижений в деле оздоровления людей и

развития их физических способностей. Она включает систему физического

воспитания, специальные научные знания, развитие спорта и уровень

спортивных достижений; охватывает область общественной и личной

гигиены, гигиены труда и быта, правильного режима труда и отдыха,

использования естественных сил природы - солнца, воды и воздуха - в

целях оздоровления и закаливания организма.

Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие

солнечных лучей, воздуха, воды) являются средствами физического

воспитания. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь

физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и

прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и

быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда

и отдыха.

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для

сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и

отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния

условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний,

обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение

его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики

заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на

состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и

разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению

внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное

обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и

мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным

вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и

физического развития, повышения работоспособности.

Санитария (от лат. sanitas - здоровье) - отрасль здравоохранения,

занимающаяся разработкой и проведением практических санитарно-

гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий. Внедрение в

жизнь гигиенических требований осуществляется путем законодательных

актов и санитарного законодательства, предупредительного и текущего

санитарного надзора, санитарного просвещения, диспансеризации.

В ходе развития гигиены сформировался ряд гигиенических

дисциплин: гигиена труда, социальная гигиена, гигиена детей и

подростков, гигиена физической культуры и спорта и др.

Гигиена физической культуры и спорта, изучающая взаимодействие

организма занимающихся физической культурой и спортом с внешней

средой, играет важную роль в процессе физического воспитания.

Гигиенические положения, нормы и правила широко используются в

физкультурном движении.

Гигиенические положения занимают столь большое значение потому,

что без них невозможно выполнить основные задачи по всестороннему и

гармоничному развитию людей, сохранению на долгие годы крепкого

здоровья и творческой активности, по подготовке населения к

высокопроизводительному труду и защите родины.

Основная задача гигиены физического воспитания и спорта состоит в

разработке мероприятий для предупреждения возможного

неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и

спорта, улучшения состояния здоровья, физического развития, повышения

общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической

культурой и спортом.

К основным гигиеническим средствам, применяемым для этого,

относятся:

• Оптимизация условий, режимов и содержания, форм и средств,

применяемых в процессе занятий физическими упражнениями;

• Рациональное питание;

о Оптимизация физических нагрузок в процессе занятий

физическими упражнениями;

• Закаливание.

Гигиена физической культуры и спорта включает следующие

разделы: личная гигиена, закаливание, гигиена жилища, гигиенические

требования к спортивным сооружениям и местам занятий физическими

упражнениями, вспомогательные гигиенические средства восстановления

и повышения работоспособности.

В данной работе более широко представлена гигиена на занятиях в

спортивном зале.

Физическое воспитание и здоровье

Состояние здоровья человека, в конечном счете, определяется

объемом и мощностью адапционных резервов его организма. Чем выше

функциональный резерв, тем ниже «цена» адаптации. Адаптация

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6