Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 7. Показатели метаболических реакций в СД бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе главных соревнований
C учетом закономерностей соревновательной деятельности (показатели скорости) и индивидуальных особенностей в высвобождении энергии у каждой спортсменки была разработана программа подготовки. В ее основу положено использование стандартных ТЗ моделирующих изменения в системах метаболического обеспечения, адекватные происходящим при СД. Коррекция предсоревновательных режимов двигательной деятельности опиралась на знания индивидуальных реакций в системах энергообспечения при СД и предусматривала использование стандартных ТЗ (табл. 5). Очевидно, что способность к изменению динамики скорости в соревнованиях (табл. 6) достигнута в результате спецификации метаболических проявлений у спортсменок (табл. 7) и связана с освоением предложенных индивидуальных программ подготовки в виде стандартных ТЗ. Показательно, что спортсменки экспериментальной группы А полностью выполнили нормативные требования к физической подготовленности, определенные программой по легкой атлетике для ДЮСШ и СДЮСШОР [11]. Данный факт связывается нами с индивидуализацией тренировки юных спринтеров при использовании программ подготовки в виде стандартных тренировочных заданий. Выводы. Если учитывать, что ТЗ является исходным элементом микроструктуры тренировки, то можно утверждать, что качество и результативность тренировочного процесса во многом зависят от выбора и построения наиболее оптимальных ТЗ, соответствующих нагрузке соревновательного упражнения, перспективной модели СД, учитывающих другие факторы подготовки. Выявление основных воздействующих компонентов упражнения приведет к реализации целенаправленного и эффективного управления текущим состоянием спортсмена, а в комплексе и физической, и спортивно-технической подготовленностью. Научно обоснованное построение ТЗ в структуре отдельного занятия и микроцикла содействует индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов. Если все выше рассмотренные подходы программно-целевого построения микроструктуры тренировки окажутся эффективными при проверке в других видах спорта, резонно ожидать, что научно-теоретическое значение проведенной работы перерастает рамки частных знаний и принимает методологический характер. |