Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов как научная проблема |
Улучшение эффективности управления скоростно-силовой подготовкой? юных футболистов является одной из наиболее актуальных проблем, решение которой позволит обеспечить рост спортивного мастерства игрока: Главной целью тренировки футболиста является развитие физических качеств технических навыков обращения с мячом. Возможности игрока быстро пробегать дистанцию на поле или длительно поддерживать, требуемый уровень работоспособности принято обозначать как качественные характеристики его двигательной деятельности (С.Ю. Тюленьков, 1996). Среди этих качеств в зависимости от их роли в осуществлении двигательной деятельности можно выделить общие и специальные (И.И. Переверзин, Н.Н. Бугров, Я.Р. Вилькин, 1987; В; Сагпеуа1е, 1998). От того, что мы понимаем под физическими качествами; во многом зависит и способ, избираемый для их развития. Для этого необходимо привести в соответствие объективные экспериментальные данные и наше представление о формах проявления физических качеств у футболистов, уделяя; при этом; внимание содержательному смыслу, который имеет первостепенное значение для управления скоростно-силовой подготовкой. Исторический анализ свидетельствует, что существует два различных подхода к изучению качественных форм двигательных возможностей юных футболистов, которые могут быть обозначены как функциональный и структурный (И.А. Кошбахтиев, 1975). Функциональный подход сложился еще в середине прошлого столетия в шведской, французской и германской системах тренировки как следствие практической необходимости в классификации средств тренировки и упорядочивания на этой основе ее содержания. В то время и возникло понятие физических качеств, которому начиная с 30-х годов было суждено закрепиться в научной литературе и сыграть соответствующую роль в развитии теории и методики спорта. К физическим качествам были отнесены быстрота (скорость), сила, выносливость, гибкость, которые в отечественной литературе принято рассматривать как основные (В.М.Зациорский, 1966). Функциональный подход основывался на наблюдении внешних двигательных характеристик спортсмена, легко поддающихся измерению. Физиологический механизм при этом во внимание не принимался. Такой подход объективно опирался на результаты выполнения различных физических упражнений и привёл к развитию аналитико-синтетической концепции. Суть аналитико-синтетической концепции сводилась к допущению самостоятельного существования и относительной независимости отдельных физических качеств и возможности их объединения в те или иные сочетания. Для нее характерно, во-первых, выделение ведущего качества и, во-вторых, необходимое сочетание других качеств, которые обеспечивают наиболее полное проявление ведущего качества. В результате комбинаций основных качеств возникают новые комплексы, гибридные качества; скоростная выносливость, например, представляет собой интеграцию быстроты и выносливости; взрывная сила - сочетание силы и скорости и т.п. ( В.Б. Пагиев, 1977). Единство развития физических качеств виделось в том, что имеет место процесс взаимного влияния и перехода одного качества в другое. Считается, что в тренировке юных футболистов необходимо развивать все качества, но при такой их взаимосвязи, которая необходима для успешного выполнения конкретного технического действия с мячом (И.А. Кошбахтиев, 1975; Г.Д. Качалин, 1986). Несмотря на широкое признание гипотезы об интеграции физических качеств, реальный физиологический механизм этого, явления был изучен недостаточно. Предлагалась следующая форма взаимосвязи; между физическими качествами (Л.А. Станкявичус, 1983): . - «положительная», когда развитие одних качеств; способствует развитию других; - «нейтральная», когда в процессе развития физические качества не: влияют друг на друга; - «отрицательная»,, если развитие одних физических качеств; негативно влияет на уровень или развитие других. Рассматривалась также возможность переноса эффекта развития одних физических качеств на другие (В.М. Зациорский, 1966). Такие представления привели к пониманию; что в основе развития физических качеств лежат присущие каждому из них физиологические механизмы ответственные за«их проявление (Е.Б. Сологуб. 1978). В числе основных физических качеств различают мышечную силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость. Ряд авторов выделяет в качестве основного качества скоростно-силовые возможности человека; |