Управление развитием скоростно-силовых качеств у юных футболистов как научная проблема |
Рассмотрим, какие же механизмы лежат в основе развития физических качеств в процессе управления; скоростно-силовой подготовкой юных футболистов. Анализ отечественной литературы (H.A. Бернштейн, 1966; М.С.Бриль, 1980; Ю.В: Верхошанский, 1988; Е.А. Климов, 1984; В.В. Ландышев, 1993; Г.Е. Леевик, 1981; A.C.Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001 и др.) показывает, что в i результате тренировки в организме игрока происходят следуюыще приспособительные перестройки: - повышение способности ЦНС создавать необходимую мощность, возбуждающей посылки на моторную периферию к мышцам и; обеспечивать соответствующую координацию движений; - тонкая морфофункциональная специализация нервно-мышечной системы в соответствии с режимом ее работы; - увеличение мощности систем энергообеспечения напряженной мышечной деятельности; - расширение функциональных возможностей всех физиологических систем организма, обеспечивающих его двигательную деятельность; - формирование межсистемных отношений в организме, обеспечивающих высокий уровень его работоспособности. Развитие физических качеств в разной мере зависит от врожденных особенностей. Вместе с тем в индивидуальном развитии ведущим механизмом является условно-рефлекторный. Этот механизм обеспечивает качественные особенности двигательной деятельности конкретного человека, специфику их проявления и взаимоотношений. Для проявления физических качеств характерна их меньшая осознаваемость по сравнению с двигательными навыками, большая значимость для них биохимических, морфологических и вегетативных изменений в организме (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001). Качество силы является одним из ведущих физических качеств спортсмена. Оно необходимо при выполнении многих спортивных упражнений, особенно в стандартных ациклических видах спорта: тяжелой атлетике, спортивной гимнастике, акробатике, спортивных играх и других. Сила мышцы — это способность за счет мышечных сокращений преодолевать внешнее сопротивление. При ее оценке различают абсолютную и относительную мышечную силу. Абсолютная мышечная сила необходима в собственно-силовых упражнениях, где максимальное изометрическое напряжение обеспечивается преодолением большого внешнего сопротивления. Например, при подъеме штанги максимального или около максимального веса, при выполнении в гимнастике стойки на кистях, переднего и заднего равновесия на кольцах и упора руки в стороны и др. Относительная мышечная сила определяет успешность перемещения собственного тела, например, в прыжках. В зависимости от режима мышечного сокращения различают: статическую (изометрическую) силу, проявляемую при статических усилиях; и, динамическую силу — при динамической работе, в том числе, так называемую взрывную силу. Взрывная сила, как раз, определяется скоростно-силовыми возможностями человека, которые необходимы для придания возможно большего ускорения собственному телу или спортивному снаряду, например, при стартовом разгоне. Она лежит в основе таких важных для спортсмена качеств как прыгучесть (при прыжках) или резкость (в метании, ударах). При проявлении взрывной силы важна не столько величина силы, сколько ее нарастание во времени. Так называемый, градиент силы. Чем меньше длительность нарастания силы до ее максимального значения, тем выше результативность выполнения прыжков, метаний, бросков, ударов. Скоростно-силовые возможности человека в большей мере зависят от наследственных свойств организма, чем абсолютная изометрическая сила (Е.Б. Сологуб, В.А. Таймазов, 2000). Значительная часть спортивных упражнений не только требует максимально возможного развития силы и скорости движений, но и происходит в условиях дефицита времени. Достижение успеха в подобных упражнениях возможно лишь при хорошем развитии физического качества быстроты. Быстрота - это способность совершать движения в минимальный для данных условий отрезок времени. Различают комплексные и элементарнее формы проявления быстроты. В естественных условиях спортивной деятельности быстрота проявляется обычно в комплексных формах, включающих скорость двигательных действий и кратковременность умственных операций, и в сочетании с другими качествами. К элементарным формам проявления быстроты относятся (А.К. Москатова, 1983): - общая скорость однократных движений (или время одиночных действий), например, прыжков, метаний; |