Обоснование педагогической технологии скоростно-силовой подготовки юных футболистов |
В целом, в этом проявляется общий подход к организации тренировочного процесса. Отметим, что в тренировочном процессе наиболее значимы такие элементы организации, как планирование и контроль за нагрузкой на занятиях. Прежде всего, это связано с простотой содержательной стороны тренировки (контрольные упражнения) и необходимостью регулярной тренировки, направленной на совершенствование качественных особенностей двигательной деятельности в процессе игры на футбольном поле. Главная функция тренировочного процесса заключается в интенсификации режима работы организма игроков с целью активизации его приспособления к специальным условиям, возникающим в процессе единоборств с соперником на футбольном поле (В.М. Биткин, 1999). В рамках этой функции решаются две задачи: первая - повышение уровня функциональных возможностей организма и вторая - активизация морфологических перестроек опорно-двигательного аппарата. Решение этих задач предполагает обеспечение необходимой функциональной подготовки организма для повышения скорости выполнения необходимых действий во время игры (М.Х. Боташева, 2007; М.С. Бриль, 1980; В.П. Гречишкин, 2004 и др.). В последние годы значительное внимание уделяется процессу интенсификации тренировочного процесса. При этом широко используется тренировка, направленная на выполнение действий с мячом с высокой интенсивностью усилий. Поэтому выполнение действий с мячом на высокой скорости представляется важным средством развития скоростно-силовых качеств, но, на наш взгляд, требует серьезного методического обоснования. В частности, Ю.В. Верхошанский (1988) предлагает выделить три группы средств, соответствующих режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения: - «специфические» - различные варианты выполнения соревновательного упражнения с задачей приспособления организма занимающегося-к режиму деятельности в процессе соревнований; - «специализированные» - адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма; - «неспецифические» - формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении. Их задача состоит в усилении тренирующего эффекта за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма. На наш взгляд, такой подход наиболее приемлем для организации тренировочного процесса юных футболистов. Каждое средство скоростно-силовой подготовки спортсменов имеет свою определенную преимущественную направленность по степени тренирующего воздействия на организм. Эта направленность реализуется через подбор различных методов и методик. Для развития скоростно-силовых качеств у юных футболистов характерны повторный, повторно-серийный, интервальный, круговой и комплексный методы. Исследования, проведённые И.А. Тер-Ованесяном (1992) и А.П. Кочетковым (2001), подтверждают высокую эффективность повторного метода при развитии скоростно-силовых качеств в процессе подготовки юных футболистов. Повторный метод предлагает выполнение упражнения с высоким уровнем эффективности, поэтому общее количество повторений упражнения регламентируется снижением качества выполнения упражнения в связи с развивающимся утомлением (Л.П. Матвеев, 1977; 1991). Пауза отдыха между повторениями должна быть достаточной для восстановления работоспособности организма до такого состояния, при котором возможно качественное выполнение сложных упражнений с мячом. В системе скоростно-силовой подготовки юных футболистов с помощью повторного метода реализуется развивающая направленность тренировки с целью повышения уровня функциональных возможностей организма. Повторно-серийный метод отличается от повторного более высоким объемом нагрузки и субмаксимальной интенсивностью работы, поскольку в серии выполняется не одно, а несколько упражнений и пауза отдыха между сериями более продолжительна. Количество повторений в серии, количество серий и продолжительность пауз отдыха определяются функциональным состоянием и уровнем подготовленности юных футболистов, задачами тренировки и режима выполнения упражнения. Данный метод в основном применяется для активизации морфологических перестроек в организме, увеличения запасов энергетических субстратов и развития адаптационных реакций, стабилизирующих организм на новом функциональном уровне (Л.П. Матвеев, 1977, 1991; Ю.Ф. Курамшин, 2001). Интервальный метод предусматривает повторное выполнение упражнения в режиме максимальной или субмаксимальной интенсивности с регламентированными паузами отдыха (Ю.Ф. Курамшин, 2001). Эффективность данного метода для развития скоростно-силовых качеств показана в работах В.Б. Пагиева (1977), А.П. Кочеткова (2001) и др. авторов. Режим работы определяет мощность функционирования механизмов, ее энергообеспечения, а пауза - полноту и скорость восстановления энергетических ресурсов. Тренирующая направленность метода регулируется как интенсивностью работы, так и продолжительностью паузы отдыха. Этот метод способствует повышению* мощности и емкости механизмов энергообеспечения мышечной деятельности и применяется преимущественно для развития скоростной выносливости, которая необходима для юных футболистов. |