Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Так, у спортсменов ЭГ после трех месяцев выполнения специальных физических упражнений в 98% случаев самочувствие, по субъективным оценкам, улучшилось, устранялись болевые синдромы в мышцах и связках. Средние значения реактивной тревожности (РТ) как текущего состояния были очень стабильны, как до коррекции (как в начале 2006 г. - 48,6±1,1 балла, так и в конце 2006 г. - 50,8±2,3 балла, р < 0,05). Более выражено, происходили изменения у футболистов КГ с нарастанием утомления к концу сезона 2006 года, помимо изменений каждого из показателей, возрастала разница между ними за счет снижения самооценки «Самочувствие» и «Активность» по отношению к более стабильным оценкам по шкале «Настроение». При этом, если после выполнения тренировочных физических упражнений отмечалась некоторая тенденция к улучшению всех показателей САН (р > 0,05), то к концу года они достигали значений, близких или равных величинам в начале года. В связи со сказанным, наибольшую актуальность приобретает диагностика функционального состояния спортсменов в процессе игровой деятельности- Только на этой основе возможны раннее выявление, профилактика и коррекция вегетативных дисфункций, вызываемых факторами спортивно-игровой, деятельности. Применение системного подхода, в частности положений теории функциональных систем, позволило разработать методику контроля за текущим состоянием спортсменов. Опорными критериями в диагностике психоэмоционального напряжения, формирующегося в процессе игр и игровой деятельности, служили измерения характеристик субъективных самооценок, психофизиологические тесты и ряд соматовегетативных показателей (Б.А. Вяткин, 1981). Динамика уровня физического состояния юных футболистов (ЭГ и КГ) была проверена в ходе педагогического эксперимента. Выборочное обследование по ряду кардиологических показателей, характеризующих состояние сердечно-сосудистой системы, подтвердило обоснованность использования специальных, скоростно-силовых физических упражнений (табл. 14). Таблица 14 Уровень показателей функционального состояния юных футболистов опытных групп до и после эксперимента (ЭГ и КГ по 14 чел.)
|