Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение |
Сложность функционирования футбольной команды требует целостного подхода к ее управлению. Успешность выступления команды зависит от многих факторов, прямо или косвенно влияющих на жизнедеятельность игроков =и тренеров. Проведённое исследование позволило разработать технологию управления тренировочным процессом по развитию скоростно-силовых качеств у юных футболистов. Главное место в данной технологии занимает разработанная нами программа скоростно-силовой подготовки юных футболистов в процессе круглогодичной тренировки. Развитие физических и волевых качеств у юных футболистов, совершенствование техники работы с мячом и повышение тренированности достигаются во время выполнения разнообразных скоростно-силовых физических упражнений в процессе систематической целенаправленной тренировки. Тренеру и спортсмену важно не только хорошо знать все эти упражнения, но и найти наиболее оптимальное соотношение их в занятиях. В специальной литературе можно встретить немало авторитетных высказываний о том, что успех того или иного футболиста есть результат хорошей разносторонней физической и скоростно-силовой подготовки. Правильность данного положения не вызывает сомнения, но нам в дополнение хотелось бы сделать попытку дифференцировать соотношение средств технической и физической подготовки в системе скоростно-силовой тренировки. Говоря о высоких результатах в футболе, многие авторы указывают на достижения игроков в смежных видах спорта: беге на 100, 200 и 400 м, прыжках, на успехи в занятиях гандболом, баскетболом, хоккеем и т. д. Такое общее перечисление видов, спорта и отдельных упражнений не дает стройного представления о скоростно-силовой подготовке юных футболистов. Тренеров и спортсменов всегда интересует не количество видов, применяемых в тренировочных занятиях, а их место в системе тренировки и степень положительного влияния на качество скоростно-силовой подготовки футболистов. На наш взгляд, по результатам таких упражнений, как бег на 100 и 200 м, прыжки в длину, нельзя судить о степени разносторонней физической подготовленности • игрока, так как они входят в обязательный комплекс его скоростно-силовой подготовки. Другие виды, применяемые спортсменами в занятиях, действительно характеризуют их разностороннюю физическую подготовленность, но степень их значимости мы можем установить лишь условно. В самом деле, если по результатам в спринте и прыжках можно судить о различных компонентах скоростно-силовой подготовленности футболиста (скорости, силе отталкивания и т.д.), то определить техническое мастерство игрока достижениям в таких видах спорта, как баскетбол, штанга, плавание, было бы весьма сложно. Признавая положительное влияние занятий отдельными видами спорта в приобретении юным футболистом разносторонней физической и скоростно-силовой подготовленности, не следует, однако, забывать о том, что основная цель применения этих средств в конечном счете, должна сводиться к достижению высоких результатов в обращении с мячом и росту спортивного мастерства футболиста в целом. В спортивной литературе и в практике распространено мнение о том, что при выполнении различных упражнений с отягощениями увеличивается не только сила мышц, принимающих участие в работе, но и сила тех мышечных групп, которые почти не участвуют в данном упражнении. Считается, например, что увеличение силы мышц-разгибателей ног или рук оказывает положительное влияние на силу сгибателей. Поэтому для скоростно-силовой подготовки юного футболиста должны применяться те упражнения, которые положительно взаимодействуют по своему характеру с основным двигательным навыком, способствующим сокращению времени выполнения технических приёмов с мячом. Нужно отметить, что термины «общая» или «разносторонняя» физическая подготовка не совсем точно отражают существо дела. Если несколько лет назад содержание общей физической подготовки было в основном общим для футболистов всех амплуа, да и в значительной степени для представителей других видов спорта, то в настоящее время при решении задач разносторонней физической подготовки известное предпочтение отдается средствам, способствующим развитию тех двигательных качеств, которые определяют успех в игре. Так, например, главным в разносторонней физической подготовке стайеров является развитие выносливости, в подготовке штангистов - развитие силы. У юных футболистов же ведущая роль принадлежит скоростно-силовой подготовке. Таким образом, скоростно-силовая подготовка должна носить направленный характер, а по сравнению со специальной физической подготовкой располагать более широким набором разнообразных средств тренировки, позволяющих создать хорошую базу для освоения технических приёмов работы с мячом на скорости. |