Содержание работы |
Управлением Роспотребнадзора по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре под руководством и при непосредственном участии автора проведена ориентировочная оценка уровня показателей здоровья населения округа и смертности, влияние факторов окружающей среды на здоровье людей, проживающих на территории с нефтегазодобывающей промышленностью. Несмотря на напряженную гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложилась положительная медико-демографическая ситуация: за период с 2002 по 2007 гг. отмечается повышение рождаемости, наблюдается положительный естественный прирост населения. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра остается одной из немногих территорий Российской Федерации, имеющих положительный естественный прирост населения (рис.1). Установлена корреляционная связь средней силы между показателями рождаемости, естественного прироста и социально-экономическим положением жителей Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. На демографические показатели, в частности на рост рождаемости, влияет приток молодых людей в регион в целях трудоустройства.
Рисунок 1. Показатели рождаемости и смертности по ХМАО-Югре (на 1000 населения) Но, вместе с тем тревожное положение складывается по социально-обусловленным заболеваниям: вирусным гепатитам, венерическим болезням, туберкулезу и ВИЧ-инфекции. Произошедшие за последние годы радикальные социально-экономические перемены потребовали принципиально новых подходов в решении вопросов санитарно-эпидемиологического благополучия населения региона. В связи с этим, задачей является, прежде всего, обеспечение безопасной среды обитания человека, проведение социально-гигиенического мониторинга, оценка риска для здоровья населения, факторов обусловленных нефтегазодобывающим комплексом. Автором определены основные направления деятельности по обеспечению эффективного функционирования государственной службы санитарно-эпидемиологического надзора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре: совершенствование организационного построения и системы управления; разработка и внедрение целевых программ по охране здоровья населения, профилактике заболеваемости, снижению преждевременной смертности и оздоровлению среды обитания; проведение современной кадровой политики; укрепление правовых основ деятельности; совершенствование государственного санитарно-эпидемиологического надзора; совершенствование научно-методического обеспечения деятельности; улучшение материально-технического обеспечения; совершенствование гигиенического воспитания и образования граждан. С целью совершенствования управления и организационного построения учреждений Службы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, оптимизации сети и структуры, повышения качества государственного санитарно-эпидемиологического надзора, за период исследования проведена следующая организационная работа: дальнейшее совершенствование структуры центров госсанэпиднадзора округа, создание отделений госсанэпиднадзора по контролю за дезинфекционной деятельностью (2003); реорганизация курсов гигиенического обучения в соответствии с современными подходами к вопросам гигиенического воспитания и обучения населения; внедрение методики формирования штатного расписания ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с учетом численности населения, радиуса обслуживания, антропотехногенной нагрузки и эндемичности территорий; аккредитация учреждений и экспертов Службы в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок; завершение формирования структурных подразделений системы социально-гигиенического мониторинга; создание токсикологической и вирусологической лабораторий при ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре». Углубленный санитарно-эпидемиологический надзор осуществлялся путём слежения за эпидемическим процессом на всех уровнях его социально-экологической организации. В связи с этим установлено частичное совпадение структуры и некоторых задач систем социально-гигиенического мониторинга и санитарно-эпидемиологического надзора. |