Содержание работы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рисунок 3. Болезни органов дыхания среди населения ХМАО-Югры (показатели на 100 тыс. населения) В этой связи проводилось исследование среды обитания человека и ее влияния на здоровье населения промышленно-развивающейся территории автономного округа. Одной из задач работы являлась количественная оценка риска для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха, вызванного выбросами стационарных и мобильных источников в наиболее крупных городах округа. Основными отраслями промышленности в ХМАО-Югре являются нефте- и газопереработка, транспортировка нефти и газа, энергетика, топливная промышленность, производство стройматериалов, пищевая и полиграфическая промышленность. Наиболее крупными источниками загрязнения атмосферы служат выбросы Сургутской и Нижневартовской ГРЭС, автотранспорт, строительная промышленность. С выбросами ГРЭС, работающих на попутном нефтяном газе, в воздух поступают: диоксид серы, оксид углерода, окислы азота, сажа, соединения металлов, радиоактивные вещества, зола, ванадий, бенз(а)пирен, и др. Содержание загрязнителей, поступление которых в воздушную среду связано с работой ГРЭС, увеличивается в холодный период года. По округу в 12,7% исследованных проб воздуха установлено превышение ПДК химических веществ. По отдельным ингредиентам количество таких проб значительно выше, а по формальдегиду достигает 37,5%. Вклад автотранспорта в общее количество выбросов загрязняющих веществ составляет по ХМАО 37-39%, в городах он, как правило, является основным загрязнителем воздуха. Удельный вес неудовлетворительных проб, отобранных вблизи автомагистралей, достигает 20,8%. Отработанные газы автотранспорта содержат в своем составе более 200 соединений, среди которых такие токсичные вещества, как бензол, толуол, свинец, окислы азота, оксид углерода, углеводороды, формальдегид и другие альдегиды, сажа, пыль, бенз(а)пирен. Некоторые компоненты выхлопных газов являются веществами I-II класса опасности. Выбросы формальдегида колеблются от тысячных до десятых долей грамма на километр пробега; наибольшие выбросы свойственны тяжелым карбюраторным и, особенно, дизельным грузовым автомобилям и автобусам. Дизельные автомобили выбрасывают значительные количества окислов азота и сажи. Кроме того, при движении автотранспорта происходит интенсивное изнашивание шин, тормозных накладок машин и истирание дорожных покрытий. Это приводит к загрязнению придорожной полосы кадмием, а воздуха - бенз(а)пиреном отработавших газов и бенз(а)пиреном от износа шин и дорожных покрытий. Во всех изучаемых городах в воздухе обнаруживаются повышенные уровни формальдегида и взвешенных веществ, превышающие ПДКсс (табл. 4). Наибольшие уровни загрязнения формальдегидом характерны для гг. Когалым и Нижневартовск. В Сургуте в воздухе также определены соединения металлов: хрома, свинца, марганца, никеля и др. В атмосферном воздухе г. Ханты-Мансийска и г. Пыть-Яха повышено содержание окислов азота. Таблица 4 Среднегодовые среднесуточные концентрации загрязняющих веществ (мг/м3)
|